CqQRcNeHAv

Лекция-урок — Основы психологии общения сотрудников ОВД с гражданами — файл

1.doc

Лекция-урок - Основы психологии общения сотрудников ОВД с гражданами - файлИ.о. заместителя начальника

ЦПП при ГУВД по И.о.

подполковник милиции

А.В. Атапина

"___"________2009 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятий

по профессиональной психологии сотрудника ОВД

специального профессионального обучения (многопрофильной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел.

Тема № 4. Закономерность профессионального общения и особенности его реализации в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Цель занятия: Дать понятие о психологических основах профессионального общения сотрудника ОВД, факторах затрудняющих общение, рассмотреть условия эффективного общения, познакомить с речевыми и неречевыми средствами общения, их роли в деятельности сотрудников ОВД, дать определение конфликтов и способов выхода из них.

^ Количество часов: 4 часа (2 занятия по 2 часа).

Вид занятия: урок.

Место проведения. учебный класс.

Материальное обеспечение: учебные тетради.

Литература:

«Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны». – М. 1990 г. (под. ред. А.М. Столяренко).

А.И. Папкин. «Личная безопасность сотрудников ОВД». – М. 1996 г.

Пиз. А, Пиз. Б. Новый язык телодвижений: Российская версия. – М. Изд-во Эксимо, 2006.

Прикладная юридическая психология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Конфликты в деятельности сотрудников ОВД: понятие, виды, способы поведения и преодоления»: учебно-методическое пособие – Иркутск, УЦ при ГУВД по И.о. 2002.

Занятие 1.

Вводная часть

1.Организационный момент (доклад командира группы, приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия).

2.Опрос слушателей по пройденному материалу.

Старший специалист по ПП ГПФО

ЦПП при ГУВД по И.о.

майор милиции Чудинова Н.В.___________

Специалист по ПП

ЦПП при ГУВД по И.о. Сошина Н.М.___________

«___»__________2009г.

План конспект рассмотрен на заседании цикла

«___»__________2009г. протокол №_______

Вопрос 1. Психологические основы профессионального общения сотрудников ОВД. Время: 15 мин.

В деятельности сотрудника ОВД общению принадлежит видная роль. Общение протекает в рамках самых разнообразных, профессиональных действий. Как общение с гражданином, обратившимся за помощью, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса и других оперативно-служебных действий.

^ Профессиональное общение сотрудника ОВД – это процесс установления и поддержания психологического контакта с гражданами и сослуживцами, позволяющий успешно решать оперативно-служебные задачи.

Функции общения:

Информационная (коммуникативная). Состоит в обмене информацией между общающимися сторонами.

Перцептивная. Т.е. восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на основе этого взаимопонимания.

Интерактивная (влияние). Организация взаимодействия между общающимися, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Процесс общения сотрудника ОВД при всей своей многогранности имеет ряд особенностей:

Профессиональное общение сотрудника ОВД всегда имеет цель, которая решается через конкретные задачи (получение показаний, установление истины, изменение поведения гражданина, пресечение и профилактика правонарушений и т.д.).

Профессиональное общение сотрудника ОВД протекает в режиме права и правоотношений, т.е. общение милиционера с гражданами регламентируется, различными законодательными актами (закон «О Милиции», устав ППС, УПК, КоАП, кодекс чести).

В профессиональном общении необходимо разделять деловые и личные взаимоотношения.

Профессиональное общение сотрудника ОВД, как правило, протекает с непростыми людьми в напряженной обстановке, зачастую в ситуации конфликта и противоборства, что требует от сотрудника высокого контроля над своими чувствами и эмоциями.

Экономия своего и чужого времени.

Вопрос 2. Условия эффективного общения Время: 30мин.

Что значит эффективно общаться? Это значит уметь достигать результат, строить свои взаимоотношения с людьми, использую психологические знания и умения.

Основными факторами, которые влияют на успешность общения и установления психологического контакта в служебной деятельности являются:

Личность сотрудника ОВД

Общительность – это желание общаться с людьми.

Вопрос: От чего в структуре личности зависит наша общительность? (От темперамента)

Все люди подразделяются на общительных (экстраверты) и малообщительных (интроверты). Большинство специальностей в ОВД требует от человека экстравертированных качеств: легкость вступления в контакт, широкий круг общения, разговорчивость и т.д. (милиционеры ППС, ДПС, охраны, оперуполномоченные, дознаватели, следователи, инспектора ПДН и т.д.).

Вопрос: В какой профессиональной деятельности сотрудников ОВД общительность не будет являться профессионально-важным качеством?

Развитые коммуникативные умения:

А) умение говорить (богатый словарный запас, последовательность, логичность, грамотность речи)

Чем большим запасом слов обладает сотрудник ОВД, тем легче ему в нужный момент подобрать самое лучшее, самое точное, самое яркое. Если у милиционера беден словарный запас, ему трудно точно выражать свои мысли и в речи его начинают преобладать примитивные, трафаретные и скучные слова. Затруднение с подбором слов, мучительные поиски наиболее подходящих портят впечатление от речи, отвлекают внимание слушающих и вызывают непроизвольное раздражения.

Б) умение слушать

^ Виды слушания:

- активное – это постоянное поддерживание обратной связи с собеседником, информирование его о том, что передаваемое им сообщение понято.

Наиболее общепринятыми приемами активного слушания являются: уточнение, как, например: «Правильно ли я вас понял, что…», парафраз: «Таким образом, ты хочешь сказать». Активное слушание не заменимо в деловом общении. в ситуациях, когда партнеру по общению равны или один сильнее, а так же в конфликтных ситуациях, когда собеседник

ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому, а так же настроить собеседника «на деловую волну, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт». Приемы активного слушания, работают только когда сотрудник учитывает ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние человека (с людьми находящимися в сильном эмоциональном возбуждения – этот вид слушания лучше не применять)

- пассивное – это минимальное участие в разговоре, при котором просто дается понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действует так называемые «Угу – реакции», «Да-да», «Ну конечно» и т.п. сопровождаемые внимательным взглядом, кивком головы.

Этот способ слушания является наиболее эффективным в конфликтных ситуациях, когда человек находится под действием сильных эмоций. Главное в такой ситуации не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это возбуждение будет усилено.

- эмпатическое (сочувствующее) – это вид слушания, при котором слушающий переживает те же чувства, что и собеседник, отражает эти чувства, понимает эмоциональное состояние собеседника и разделяет его. При эмпатическом слушание не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Вопрос: Кому сотрудники милиции могут применять эмпатическое слушание?

Способ эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек хочет сам поделиться какими-либо переживаниями.

Использую разнообразные способы слушания, сотрудник ОВД имеет большие шансы установить психологический контакт с гражданами.

В) умение понимать других людей, разбираться в мотивах их поступков.

1.3. Черты характера, способствующие эффективному общению: открытость, доброжелательность, терпеливость, уравновешенность, способность располагать к себе людей, дипломатичность.

2. Особенности людей, с которыми сотрудники ОВД вступают в общение.

При общении с гражданами милиционеру приходится учитывать много факторов, непосредственно связанных с его собеседником. К ним относятся:

2.1. Физическое состояние человека.

Усталость, болезнь, все виды опьянения затрудняют процесс общения.

В состоянии алкогольного опьянения снижается уровень критичности и самоконтроля человека, изменяется характер восприятия других лиц и их речевых сообщений, нередко повышается степень импульсивности, невыдержанности и агрессивности. Можно выделить конкретные поведенческие показатели, соответствующие каждой из трех стадий опьянения, имея в виду, что с точки зрения охраны правопорядка наиболее опасны легкая и средняя степень опьянения.

В состоянии легкого опьянения человеку свойственна эйфория, повышение самооценки и уровня притязаний, ослабление критичности и концентрации внимания, повышенная самоуверенность и обидчивость. Человек в этом состоянии переоценивает свои физические и интеллектуальные способности.

При выраженном алкогольном опьянении (средняя тяжесть) теряется чувство меры в отношении к окружающим, обнажаются инстинкты, реакции на внешние раздражители приобретают явную эмоциональную окраску. Малозначительные факты могут вызвать гнев, ярость и т.д. особо необходимо учитывать, что в этом состоянии понижается болевая чувствительность.

Тяжелая степень опьянения характеризуется усилением тормозящего действия алкоголя на нервную систему, что проявляется в сонливости, вялости, резком снижении болевой чувствительности.

Следует отличать алкогольное опьянение от болезненных состояний человека. Известно, что возбуждение, шаткая походка, не связная речь могут наблюдаться при заболеваниях нервной системы.

2.2. Эмоциональное состояние. Сотрудник милиции должен владеть приемами регулирования эмоционального состояния окружающих, основным правилом для сотрудника милиции при этом является: самому максимально сохранять спокойствие и не заражаться отрицательными эмоциями других.

2.3. Психологические особенности гражданина: уровень интеллектуального развития, особенности темперамента, характера.

3. Условия общения, при которых устанавливается психологический контакт между гражданами и сотрудниками. Сотрудник должен учитывать влияние места и времени на процесс общения. Так известно, что в вечернее и ночное время, а так же в «часы пик» (утром и вечером) люди более восприимчивы, склонны к аффективным реакциям, поэтому более агрессивны, раздражительны, конфликтны.

Вопрос: С какого времени УПК запрещает допрос граждан?

Говоря о месте общения необходимо учитывать тот факт, что люди более раскрепощено, чувствуют и ведут себя на «своей территории» (квартира, подъезд, улица). Официальная обстановка (помещение райотдела, дежурная часть, кабинеты) действуют на большинство людей дисциплинирующе.

Вопрос 3. Психологические барьеры в общении сотрудника ОВД

Время: 20мин.

В условиях общения могут возникнуть совершенно специфические, коммуникативные барьеры. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им, ведь у партнеров по общению часто разные, а в деятельности ОВД и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, эмоциональные состояния. Среди многообразия социальных и психологических барьеров общения, в деятельности сотрудника ОВД наиболее часто встречаются следующие виды:

1. Мотивационный. Возникает при нежелании гражданина вступать с сотрудником ОВД в контакт, вследствие неприязненного отношения к работникам правоохранительных органов, боязни мести со стороны преступного элемента или других причин.

Пример: УУМ звонит в дверь квартиры.

На вопрос жильца квартиры: «Кто там?».

Он отвечает: «Милиция».

Гражданин: «Я милицию не вызвал».

Милиционер: «Мне надо с вами поговорить».

Гражданин: «А мне не надо».

После чего сотрудник ОВД, выражая недовольство, уходит.

Вопрос: Что в данной ситуации не сумел сделать сотрудник ОВД и в чем его основная ошибка?

Для преодоления мотивационного барьера сотрудники ОВД должны уметь замотивировать граждан на процесс общения, вызвать у них интерес к обсуждаемой проблеме, убедить их сотрудничать.

2. Интеллектуальный. Возникает при разном уровне образования, интеллектуального развития, осведомленности в тех или иных вопросах, а так же может быть вызвано ошибками неверного восприятия сотрудником и гражданином друг друга.

Пример: Гражданин пришел в РОВД с заявлением, что его избили охранники стройки, при этом, когда он стал объяснять обстоятельства дела, то выяснилось, что ему были нанесены телесные повреждения при совершении

им кражи с этой стройки. Когда сотрудник милиции стал ему объяснять, что он сам совершил противоправное деяние, и может так же быть привлечен к ответственности, он никак не мог взять в толк за что.

Для того, чтобы у сотрудника милиции не возникал интеллектуальный барьер с гражданами он должен быть сам человеком образованным и разбираться в широком круге вопросов, в первую очередь в вопросах законодательства.

3. Эмоциональный. Возникает, когда собеседники находятся под действием сильных эмоций. Может быть обусловлен как отрицательными переживаниями, эстетическими чувствами, которые испытывает сотрудник к лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями отдельных граждан: их подавленность, раздражительность, агрессивность, озлобленность.

Пример: Человек, у которого только что обокрали квартиру, находится в состоянии эмоционального шока, плачет и не может объяснить, что произошло.

Для преодоления эмоционального барьера сотрудник должен дать время гражданину успокоиться, проявив выдержку и самообладание.

^ 4. Волевой барьер. Возникает, когда сотрудник форсирует подчинение гражданина своей воле, действует по принципу: «Я всегда прав», проявляет высокомерие и пренебрежение к интересам гражданина.

Пример: Милиционер, являясь инициатором обращения к гражданину, подзывает его к себе: «Эй, ты иди сюда» или жестами, тем самым, демонстрируя свое превосходство.

Граждане так же могут устанавливать волевой барьер по отношению к сотруднику милиции, апеллируя к своему высокому служебному положению, родственником и т.д. используя при этом выражения: «Ты завтра здесь работать не будешь», «А ты кто такой» и т.п.

Для профилактики возникновения волевых барьеров сотрудник милиции должен держаться в рамках закона, быть вежливым и проявлять уважение к гражданам.

^ 5. Возрастной барьер. Возникает между людьми находящимися в разных возрастных группах. Это может быть связано с разным представлением о жизни, ее ценностях. Т.к. большинство сотрудников находятся в среднем возрасте, то вероятнее всего возникновение возрастного барьера в отношениях с пожилыми людьми и несовершеннолетними.

Пример: Пожилая женщина была вызвана на допрос дознавателем С. Когда она пришла в отделение милиции и увидела дознавателя, девушку 23 лет, она отказалась с ней беседовать, по причине того, что она слишком молода и ей нельзя доверять.

Преодолевать возрастной барьер с гражданами следует демонстрацией своей авторитетности и умением устанавливать контакт с людьми любого возраста.

^ 6.Речевой барьер. Речь это основное средство общения, поэтому речевой барьер может возникнуть с иностранцами, глухонемыми, с людьми, разговаривающими на профессиональном сленге или жаргоне.

Лекция-урок - Основы психологии общения сотрудников ОВД с гражданами - файл

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ