CqQRcNeHAv

Критерии развития конкурентоспособности личности

Критерии развития конкурентоспособности личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Критерии развития конкурентоспособности личностиКритерии развития конкурентоспособности личностиИсследование понятия, свойств и специфических характеристик конкурентоспособной личности; проблемы ее воспитания на современном этапе. Проведение тестов для выявления у студентов способностей к творческому развитию и самореализации; анализ результатов.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 09.05.2011

Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 23.02.2012

Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия «гипопротекция», компоненты воспитательной системы.

контрольная работа [36,3 K], добавлен 06.11.2009

Феномен «конкурентоспособной личности» в современной психологии и педагогике. Апробация курса «Самопознание» как эффективного средства формирования конкурентоспособности личности младшего школьника. Традиционные приемы проведения занятий, роль учителя.

научная работа [129,9 K], добавлен 02.03.2011

Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся. Определение понятия творческой личности. Роль дифференцированного обучения. Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств.

курсовая работа [141,5 K], добавлен 13.02.2012

Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Основные подходы к изучению отцовства. Роль отца в формировании личности ребенка. Полная семья как условие гармоничного развития личности. Факторы развития личности.

дипломная работа [194,8 K], добавлен 10.06.2015

Личностное развитие человека и его факторы. Понятие личность. Пластичность нервной системы. Этапы развития личности. Развитие детской психологии. Психолого-педагогические доминанты младших и старших школьников. Формирование когнитивных процессов.

реферат [71,4 K], добавлен 17.10.2008

Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 12.07.2008

Творчество как необходимый компонент развития личности. Развитие и реализация творческого потенциала и способностей учащихся 5-9 классов на уроках технологии. Разработка планов-конспектов уроков по модулю «Художественная обработка материалов».

дипломная работа [97,3 K], добавлен 10.11.2010

Гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной личности. Сущность, диагностика и развитие творчества и творческих способностей. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

реферат [39,6 K], добавлен 14.05.2009

Размещено на http://www.allbest.ru/

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

С.А. Хазова

В настоящее время, в период реформирования системы российского образования, особую актуальность приобретают проблемы критериального обеспечения обновленных педагогических целей и задач. Важнейшей задачей в этой связи является развитие конкурентоспособности учащихся, студентов — будущих специалистов. Для достижения данной цели необходимо, прежде всего, иметь четкое, непротиворечивое представление не только о сущности данного качества, его содержании, но и о параметрах и критериях его оценки, причем как в психолого-педагогическом (знания и умения, качества личности и т.д.), так и в связи с условиями отраслевого рынка труда (особенностями профессиональной деятельности, экономическими факторами рынка труда, субъективными характеристиками работодателей и организаций). Только в этом случае появляется возможность организации конкуренторазвивающего образовательного процесса.

Несмотря на осуществленные в данной области социологические, экономические, психолого-педагогические исследования, до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы структуры и содержания конкурентоспособности как качества личностности, в том числе специалиста по физической культуре и спорту; связи личностных характеристик специалиста с внешними (экономическими) критериями конкурентоспособности; изменения критериев конкурентоспособности личности в процессе социализации; причин, по которым специалисты, чья профессиональная деятельность равно высоко оценивается, в разной степени востребованы на рынке труда и т.д. Актуальность и нерешенность данных вопросов обусловили цель нашего исследования: моделирование системы критериев конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.

Критерий — это мерило оценки или признак, на основании которого осуществляется оценка, определение или классификация чего-либо [1 и др.]. Присутствующий в определении разделительный союз «или» позволяет рассматривать оценку, определение и классификацию как отдельные случаи использования критериев, для каждого из которых возможны нюансы в трактовке термина. В частности, нередко синонимично употребляются выражения: «классифицировать по критерию …» и «классифицировать по основанию …». При необходимости выделить основания для оценки или классификации под критерием понимают то, что сравнивают (качество знаний; время преодоления дистанции; количество правильно решенных задач). При необходимости оценить соответствие объекта какому-либо признаку критерием является то, с чем сравнивают (качественные, то есть осознанные и систематизированные знания, 12 секунд, 10 задач); таким образом, например, понятие «качество знаний» раскрывается, конкретизируется, благодаря чему становится ясным, когда можно говорить о «качественных знаниях».

В первом случае речь идет, по существу, об основаниях, параметрах оценки или классификации, измеренные значения которых позволяют отнести оцениваемый объект к той или иной группе, уровню и т.п. Таким образом, подобные критерии отсылают нас к индивидуальным результатам испытуемых, на основании которых возможна их классификация путем сравнения с сопоставительными нормами (например, в спорте: классификация по уровню работоспособности на основе индивидуальных результатов, полученных при выполнении теста К. Купера).

На наш взгляд, данная интерпретация понятия «критерий» не вполне подходит для конкретизации образовательных целей и задач.

Во втором случае речь идет о самом эталоне или идеале, к которому необходимо стремиться и соответствие которому свидетельствует о наличии у испытуемого оцениваемого качества (в данном случае критерий соотносим с должными нормами). В частности, в философии под критерием подразумевается некая качественная характеристика, данность, относящаяся к объекту (нарастание темпов общественного развития как критерий прогресса; подтвержденность в практической деятельности как критерий истинности знания [2].

В соответствии с целью нашего исследования термин «критерий» использован во втором значении (как признак, свидетельствующий о чем-либо) как идеал, эталон специалиста по физической культуре и спорту, описанный посредством определенных когнитивных, поведенческих и иных характеристик, совокупность которых свидетельствует о конкурентоспособности личности.

Очевидно, содержание критериев конкурентоспособности обусловлено сущностью и содержанием данного качества. Для их определения мы проанализировали контекстную экономическую литературу и конкретизировали результаты анализа относительно специалистов как участников конкурентной борьбы на рынке труда [3, 4, 5 и др.]; изучили государственные требования к современным специалистам по физической культуре и спорту; изучили социологическую [6, 7 и др.], психолого-педагогическую [8, 9, 10 и др.] научную литературу, в которой прямо или косвенно отражены вопросы конкурентоспособности специалистов; проанализировали требования к специалистам сферы физической культуры и спорта, а также (11, 12 и др.). Для критериального описания конкурентоспособности использованы следующие понятия:

внешние критерии — модельные характеристики поведения, общения, деятельности работников при трудоустройстве и в процессе труда; по данным критериям конкурентоспособность определяется работодателями и руководителями на основании непосредственной презентации, проявлении специалистом своих личностных и профессиональных качеств в профессиональном сообществе;

потребительские свойства специалистов — свойства нужности, полезности специалиста для потребителей его профессиональных услуг;

критерии развития структурных компонентов конкурентоспособности — признаки, свидетельствующие о высоком уровне развития качеств, составляющих содержание конкурентоспособности специалистов;

внутренние критерии — критерии интегрированности структурных компонентов конкурентоспособности, свидетельствующие об их системном единстве, позволяющем сформироваться качеству более высокого порядка, чем каждый компонент в отдельности.

Критерии развития структурных компонентов конкурентоспособности и критерии их интегрированности определены нами как общие критерии конкурентоспособности; внешние критерии и потребительские свойства специалистов — как специфические.

Ниже представлены результаты проведенного исследования.

Конкурентоспособность в социальном (жизненном) плане определяет личность, уверенную в себе, способную эффективно взаимодействовать в условиях состязательности, занимать лидирующие позиции и достигать успеха в любой деятельности; в профессиональном — обеспечивает субъекту труда более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда [2, 4 и др.]. Она отражает способность специалиста соответствовать требованиям профессиональной деятельности, работодателей, рабочих мест, а также целям организации. Качества, обеспечивающие эту способность, позволяют человеку претендовать на определенное рабочее место (должность, вакансию), участвовать и побеждать в конкурентной борьбе, оказавшись более привлекательным для работодателя по сравнению с соперниками, и в дальнейшем обеспечивают стабильную востребованность данного специалиста на рынке труда [2, 4, 8 и др.].

Востребованность на рынке труда является наиболее ярким внешним показателем конкурентоспособности специалиста. В процессе исследования было определено, что степень конкурентоспособности определяется по характеру востребованности (широте, причинам, наличию посредников) специалиста в период трудоустройства и в процессе профессиональной деятельности. Теоретический анализ научной информации, беседы со специалистами по физической культуре и спорту и с руководителями физкультурно-спортивных организаций (всего 64 чел.) позволили констатировать, что востребованность конкурентоспособного специалиста (а) обусловлена высокой оценкой работодателями и руководителями его профессиональных и личностных качеств, (б) выходит за пределы ближнего профессионального круга и (в) не связана с услугами посредников (за исключением авторитетных членов профессионального сообщества). Причины востребованности специалистов были выяснены посредством анкетирования и подтверждены экспертной оценкой специалистов. (Мнения экспертов отличались высокой степенью согласованности: значения коэффициента конкордации W варьировали от 0,83 до 0,91.)

В результате были выявлены внешние критерии (ВК) конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту, конкретизированы их потребительские свойства (ПС) и определены связи между внешними критериями, потребительскими свойствами и личностными качествами субъектов труда.

Внешними критериями конкурентоспособности являются:

эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта, достаточный уровень успеваемости (для молодых специалистов — выпускников вузов) (ВК 1);

конструктивные отношения с руководством и ценность специалиста для руководителей, конструктивные отношения с коллегами и потребителями профессиональных услуг (ВК 2);

полифункциональность профессиональной деятельности и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности (ВК 3).

Ввиду того, что студенты вузов еще не являются полноценными субъектами рынка труда, внешние критерии были адаптированы для потребностей образовательной практики. В зависимости от того, совмещают ли студенты учебу в вузе с профессиональной деятельностью, их соответствие внешним критериям может определяться следующим образом: у студентов, накопивших в процессе обучения практический профессиональный опыт по характеристикам их реального профессионального опыта (поведения, общения, содержанию и результатам реальной деятельности); у студентов, не совмещающих учебу в вузе с работой по специальности, — по значимым в контексте внешних критериев характеристикам, проявляющимся в период профессиональной практики.

При этом обобщенная оценка по каждому внешнему критерию может осуществляться по следующим параметрам:

знание того, какие характеристики личности, поведения, деятельности необходимы для соответствия критерию и почему;

осознанное, внутренне детерминированное стремление соответствовать этим характеристикам, психологическая готовность к их демонстрации;

проявление необходимых характеристик в учебно-практических или реальных ситуациях социальной/профессиональной деятельности.

С экономических позиций специалист представляет собой производителя и реализатора профессиональных услуг как специфического товара. Это предполагает наличие у него (специалиста) потребительских свойств: социальных (наличие смежных специальностей, уникальных знаний, умений, навыков); функциональных (широта, сложность и разнообразие эффективно решаемых профессиональных задач / выполняемых функций, профессиональная ответственность, инновационность деятельности); эргономических (соответствие содержания и качества деятельности жизненным потребностям и интересам потребителей, соответствие процесса и результатов деятельности возможностям потребителей и собственным возможностям); эстетических (соответствие внешнего вида, поведения требованиям профессиональной этики, гибкость поведения); экономических (адекватность материальных и социально-профессиональных притязаний, готовность к временным трудностям и активность в поиске социально приемлемых способов их компенсации); надежности и безопасности (устойчивая эффективность деятельности, удовлетворенность потребителей ее качеством); долговечности (стабильность работы, отсутствие срывов, современность).

С точки зрения внутренних факторов конкурентоспособность специалиста — интегративная характеристика личности, структурно представленная компетентностью личности, акмеологической направленностью личности и конкурентоопределяющими личностными качествами (Н.В. Борисова, Н.Я. Гарафутдинова, А.А. Герниченко, Г.К. Максимова, В.Н. Мезинов, Л.М. Митина, В.А. Оганесов, Л.Д. Славова и др.). Будучи социально-профессиональным личностным качеством, конкурентоспособность интегрирует социальные и профессиональные характеристики. В частности, акмеологическая направленность личности специалиста включает профессиональные и социальные ценностные ориентации, профессиональное и социальное целеполагание, мотивацию профессиональной деятельности и социального взаимодействия, стремление к профессиональному и социальному успеху. Компетентность личности представляет собой систему социально — и профессионально-важных знаний, умений, опыта конструктивного поведения, деятельности и общения в процессе решения задач социального взаимодействия / профессиональной деятельности. Конкурентоопределяющие личностные качества (профессионально — и социально-значимые) объединяют характерологические качества и способности, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности и социального взаимодействия.

С точки зрения развития структурных компонентов конкурентоспособность личности определяется в соответствии со следующими критериями:

компетентности личности: когнитивно-интеллектуальными (систематизированные контекстные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при решении социальных / профессиональных задач), мотивационно-волевыми (сознательное и ответственное отношение к осуществляемой деятельности и к ее результатам), деятельностно-поведенческими (практический опыт контекстного социального взаимодействия / профессиональной деятельности);

конкурентоопределяющих личностных качеств: когнитивными (понимание сущности, значения и ситуаций востребованности качеств), мотивационно-ценностными (убежденность в значимости качеств и готовность к их совершенствованию и экстериоризации), деятельностно-поведенческими (реальное проявление качеств адекватно ситуациям социального взаимодействия / профессиональной деятельности);

акмеологической направленности личности: когнитивными (знание содержания и значения социальных/профессиональных целей, ценностей, знание целей и способов достижения социального / профессионального успеха), эмоционально-оценочными (ценностное отношение и личностная значимость социальных/профессиональных целей и ценностей, мотивация профессиональной деятельности / социального взаимодействия, стремление к достижению социального / профессионального успеха путем саморазвития и творческого самосовершенствования), мотивационно-поведенческими (устойчивость и перспективность внутренних положительных мотивов социального взаимодействия / профессиональной деятельности; руководство социальными / профессиональными ценностями как мотивами социального взаимодействия / профессиональной деятельности; продуктивность и самостоятельность ценностноориентационной, целепостановочной, рефлексивной деятельности.).

Поскольку конкурентоспособность — интегративная характеристика личности, существует необходимость в неких интегративных критериях, свидетельствующих о гармоничной взаимосвязи между структурными компонентами конкурентоспособности. Таковыми выступают внутренние критерии конкурентоспособности:

эффективное решение разнообразных нестандартных социальных / профессиональных задач,

удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стремление к самосовершенствованию,

проявление необходимых для реализации социальных / профессиональных функций качеств и способностей.

Структурные компоненты конкурентоспособности обусловливают соответствие специалистов модельным характеристикам поведения, деятельности и общения в случае, если они проявляются в соответствии с содержанием потребительских свойств специалистов. Таким образом, потребительские свойства специалистов являются опосредующим звеном между внутренними и внешними критериями конкурентоспособности. Механизм опосредования следующий: качество специалиста (например, стремление к профессиональному успеху как содержание акмеологической направленности личности) обусловливает освоение студентом многообразия профессиональных функций (функциональное потребительское свойство) и/или освоение смежных специальностей (социальное потребительское свойство), благодаря чему выпускник будет соответствовать внешнему критерию полифункциональности профессиональной деятельности.

Результатом исследования стала разработанная модель системы критериев конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту, представленная на рисунке 1.

На наш взгляд, предложенная система критериев конкурентоспособности не только позволяет оценивать результаты профессионального образования с точки зрения их соответствия требованиям государства к личности, но и может служить основанием для конструирования современного содержания общего и профессионального образования.

конкурентоспособность личность специалист учащийся

Примечания

1. Селуянов В.Н. Шестаков М.П. Космин И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учеб. пособие. М. СпортАкадемПресс, 2001.184 с.

2. Спиркин А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. М. Политиздат, 1988.592 с

3. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996.

4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2002.

5. Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. … д-ра философ. наук. Ростов-н/Д, 2007.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. Когито-Центр, 2002.

7. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб. Речь, 2006.

8. Ащепков В.Т. Проблемы профессиональной адаптации начинающих преподавателей высшей школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. Вып.3. С.11-18.

9. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М. 1992.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. Знание, 1996.

11. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособного товара. М. Интел-Ситез, 1995.

12. Чермит К.Д. Эбзеев М.М. Требования отрасли «физическая культура и спорт» к личностной подготовленности работников и их учет в процессе подготовки специалистов в вузе (обоснование концепции исследования) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып.3. С.386-394.

Критерии развития конкурентоспособности личности

Критерии развития конкурентоспособности личности

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ