CqQRcNeHAv

Коробка передач юмз 6

МТЗ, ЮМЗ Коробка передач, понижающий редуктор, раздаточная коробка

На тракторах МТЗ в зависимости от года выпуска и комплектации устанавливают три типа коробок передач: с подвижными шестернями, с шестернями постоянного зацепления (с переключением под нагрузкой), с шестернями постоянного зацепления (синхронизированная).

Коробка передач с подвижными шестернями имеет 18 передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных (технологических) скоростей.

Смонтирована коробка передач в корпусе 31 (рис. 3.8), а одноступенчатый понижающий редуктор в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами, В коробке передач размещены первичный 29, промежуточный 21, вторичный 4 валы, вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шестерни редуктора.

Промежуточный вал трубчатый, внутри его проходит вал 12 привода ВОМ.

Редуктор коробки передач имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46, будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.

Понижающий редуктор размещен между коробкой передач и редуктором ВОМ.

На переднем конце ступицы шестерни 6 (рис. 3.9) выполнен зубчатый венец. Когда рычагом 5 с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала сцепления 13, входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни 6. Вал сцепления и первичный вал коробки передач соединяются, — редуктор выключается.

Для включения редуктора зубчатую муфту 2 сдвигают вперед. Оставаясь соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым венцом ведущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее с этим валом. При этом вращение от вала 13 сцепления через шестерню 1 передается на большой венец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на ведомую шестерню 6 редуктора к первичному валу 7 коробки передач. Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.

Коробка передач с переключением под нагрузкой — с шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением фрикционами (гидроподжимными муфтами — ГПМ), с помощью которых происходит переключение передач без разрыва потока мощности, что существенно улучшает динамические качества трактора.

Применение коробок передач с ГПМ позволяет упростить процесс переключения передач, так как в момент переключения не требуется управлять сцеплением и подачей топлива. Процесс переключения передач сводится к выбору оператором необходимой передачи установкой рычага в соответствующее положение — направление потока рабочей жидкости в цилиндр ГПМ выбранной передачи. Коробка передач обеспечивает 24 передачи вперед и 8 — назад, а также: гидровключение и привод переднего ведущего моста; привод синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач I и II диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.

Коробка передач состоит из редукторной части, механизма управления коробкой и гидросистемы.

Редукторная часть включает в себя узел передач 2 (рис. 3.10), состоящий из первичного вала 13 (рис. 3.1 1), промежуточного вала 14,гидрораспределителя 2, стакана 3; вал 12 (см. рис.3.10) и вторичный вал 8; вал пониженных передач и заднего хода 15 (рис.3.12), вал повышенных передач 9.

Первичный вал 13 (см. рис. 3.11) расположен на подшипниках 22 и 11, узел подшипников, ГИМ и шестерен стягивается гайками 23 и 12. В канавках вала установлены чугунные уплотнительные кольца 1. На первичном валу установлен распределитель 2, на подшипниках 8 — ведущие шестерни 7 и 9, соответственно I и II передач, а на подшипниках 4 — шестерни 5 и 10, соответственно II и IV передач.

На шлицах вала установлены двойные ГПМ 6. На промежуточный вал 14, установленный в корпусе на двух подшипниках 20 и 15 (с 1986 г. устанавливается двухрядный шариковый подшипник), посажены с натягом шестерни 18, 19 и 17, 16, соответственно I,II и III, Iv передач. Шестерни ГПМ первичного вала находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Пакет шестерен с подшипниками затянут на валу 14 гайкой 21.

Промежуточный вал 14 узла передач соединен с. валом 12 (см. рис. 3.10) зубчатой полумуфтой 23. Вал 12 с двумя шлицевыми венцами смонтирован в корпусе на подшипниках 22, 15 и 11. На шлицевых венцах расположены шестерни 20, 19 и 17, причем шестерня 17 центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 вместе с шестернями 19 и 20 фиксируется на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе — кольцом 21.

Задняя опора вала 12 находится в ступице шестерни 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух роликовых подшипниках 15 и 14. Шестерня 16 установлена в корпусе на подшипнике 11, фиксируемом на ступице кольцом 13, а в корпусе — кольцом 10 и планками 9.

Вторичный вал 8, выполненный за одно целое с ведущей конической шестерней, установлен в корпусе на конических подшипниках 7 и 24. На нем неподвижно посажены: ведущая шестерня 5 привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице, которой находится на подшипнике 6 ведомая шестерня 4 — I, II и IV диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике б установлена ведомая шестерня 29 — III, V и VI диапазонов. Шестерня и полумуфта удерживаются ограничительной 27 и регулировочной 26 шайбами и затянуты на валу гайкой 25.

Вал 8 имеет осевое и радиальные сверления для подачи смазки к подшипникам шестерен.

Вал пониженных передач и заднего хода 16 (рис. 3.12) установлен в корпусе коробки на подшипниках 20 и 11. На нем находятся на роликовых подшипниках 14 шестерни 15 — I и III диапазонов и 13 — заднего хода. На шлицах вала посажена втулка 17 с наружными и внутренними шлицами с установленной на ней шестерней 19 ходоуменьшителя. Ведомая шестерня 23 находится на валу 16 на бронзовой втулке 22. При отсутствии ходоуменьшителя шестерня 23 соединяется с валом 16 шлицами шестерни 19, фиксируемой в этом положении стопорным кольцом 18 на втулке 17.

Шестерни вала пониженных передач и заднего хода вместе с подшипниками затянуты на валу гайками 21 и 12. В валу 16 выполнены осевое и радиальные сверления для подвода смазки (под давлением) к подшипникам 14 и втулке 22.

Вал повышенных рабочих передач 9 установлен в корпусе на двух подшипниках 20 и 11. На нем расположены ведомая шестерня 24 и ведущая 8-II и V диапазонов. Шестерня 24 на валу посажена на подшипнике 14, к которым подводится под давлением смазка по осевому и радиальному сверлениям. Шестерня 8 жестко связана с валом при помощи шпонки 25.

Соединение шестерни 24 с шестерней 8 вала 9 и шестерен 75 и 13 с валом 16 осуществляется зубчатыми муфтами 7.

Валы 16 и 9 фиксируются, от осевых перемещений в задних опорах подшипников стопорными кольцами 10 (см. рис. 3.10) и планками 9.

Мощность от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач 13 (см. рис. 3.11), с которого через двойные, ГПМ 6 четырьмя потоками передается шестернями 5 и 19; 7 и 18; 9 и 17; 10 и 16 на промежуточный вал 14, обеспечивая получение 4-х передач — II, I, III и IV соответственно.

Крутящий момент с промежуточного вала 14 передаются по 4-м направлениям:

  • через муфту 23 (см. рис. 3.10) на вал 12, двумя потоками через шестерни постоянного зацепления 20, 29 и 17,4, муфту 3 на вторичный вал 8, обеспечивая, таким образом, получение восьми скоростей IV и VI диапазонов;
  • через свободно сидящую шестерню 24 (см. рис. 3.12), зубчатую муфту 7, вал повышенных передач 9, шестерню 8 на шестерню 19 (см. рис. 3.10), вал 12 на шестерни 17, 20. Дальше крутящий момент двумя потоками через шестерни 29, 4 и муфту 3 передается на вторичный вал 8, обеспечивая получение еще восьми скоростей II и V диапазонов;
  • через шестерни 23 и 19 (см. рис. 3.12), втулку 17, вал пониженных передач и заднего хода 16 через муфту 7 на свободно сидящую шестерню 15 и через шестерню 20 (см. рис. 3.10) на вал 12, далее опять двумя потоками через шестерни 29, 4 муфту 3 на вторичный вал обеспечивая девять пониженных скоростей I и III диапазонов;
  • получение передач заднего хода происходит при передаче крутящего момента через шестерни 23, 19 (см. рис. 3.12), втулку 17 и вал 16 через муфту 7 на шестерню 13 заднего хода и шестерню 4 (см. рис. 3.10).

При соответствующем включении муфты 3 крутящий момент с шестерни 4 передается либо сразу на вал 8, либо через шестерни 4, 17, вал 12 и шестерни 20, 29, обеспечивая на вторичном валу восемь скоростей I и II диапазонов заднего хода.

ГИМ — фрикционные, многодисковые, мокрые, непостоянно замкнутые. Они попарно собраны в барабанах 10 (рис. 3.13). В барабане 10 двойной ГПМ с двух сторон выполнены расточки (полости), в которые установлены подвижные поршни 8, уплотняемые чугунными разрезными кольцами 12 и 9.

В гнездах каждого из поршней установлено по шестнадцать отжимных пружин 3, предварительно сжатых опорным диском 1, зафиксированным на ступице, барабана стопорным кольцом 2. В поршнях имеется по два центробежных шариковых клапана 4 сброса давления рабочей жидкости из рабочих полотей цилиндров после отсоединения цилиндров от нагнетательной магистрали управления коробкой передач.

В пазах барабана установлены ведущие стальные диски 11, а между ними — ведомые металлокерамические диски 7 с внутренними шлицами. Замыкаются пакеты дисков опорными дисками 5, фиксируемыми топорными кольцами 6.

Масло к ГПМ, для их переключения, подается через четыре продольных и радиальные каналы первичного вала в полость между поршнем 8 и барабаном 10. Под действием давления масла поршень 8 двигается, преодолевая усилие пружин 3, сжимая пакет ведущих 11 и ведомых 7 дисков. ГПМ включается и начинает передавать крутящий момент от шестерни первичного вала на промежуточный вал.

Механизм управления коробкой передач обеспечивает переключение: диапазонов передач посредством зубчатых муфт; передач в пределах каждого диапазона — при помощи гидравлически управляемых ГПМ.

Выбор необходимого диапазона передач осуществляется вращением рукоятки 1 (рис. 3.1.4) рычага 7, включение — перемещением рычага 7 в продольном направлении относительно оси трактора согласно схеме переключений.

Механизм управления состоит из механизма управления диапазонов и механизма переключения передач.

Механизм переключения диапазонов передач состоит из крышки 3 (рис 3.14), в расточке которой закреплен кронштейн 5. В кронштейне 5 установлена труба 6, фиксируемая от осевых перемещений в кронштейне болтом 10 который входит своим носком в поперечный паз трубы, обеспечивая тем самым возможность ее поворота относительно кронштейна.

В трубе установлен рычаг 7 с шестерней 8, находящийся в зацеплении с рейкой вала 9. На рычаге 7 имеется рукоятка 1.

На валу 9 жестко закреплено два рычага 11. Осевая фиксация вала 9 обеспечивается фиксатором 4. Блокировка пуска двигателя при включенном диапазоне осуществляется выключателем 2.

При вращении рукоятки 1 поворачивается рычаг 7 и своим зубчатым венцом 8 перемещает вал переключения 9 с рычагами 11. Усилие включения от рычагов 11 передается на поводки механизма переключения 2, 4, 6, 26 (см. рис. 3.12) и через вилки переключения 1, 3, 5, 27 на каретки зубчатых муфт 7 и 23, 3 (см. рис. 3.10), которые перемещаясь вдоль оси валов, обеспечивают получение соответствующих диапазонов передач.

Механизм переключения передач состоит из рычага 5 с рукояткой 6 (рис. 3.15), соединенного тросом 2 с рычагом 1. Трос 2 установлен в кронштейнах 3 и 4. Рычаг 1 через шлицы и штифт 9 соединен с вилкой 8, которая установлена на вал 7 распределителя.

Рычаг переключения передач 5 имеет пять фиксированных положений: нулевое и четыре положения, соответствующие I, II, III, IV передачам. Крайнее й переднее положение рычага соответствует IV передаче.

При перемещении рычага 5 усилие тросом 2 передается через рычаг 1, шлицы и штифт 9, втулку 8 на вал 7 гидрораспределителя, обеспечивая получение необходимых передач.

Гидравлическая система коробки передач состоит из шестеренного насоса 2 (рис. 3.16) с механизмом привода, предохранительного клапана 3, фильтра грубой очистки 4, фильтра-распределителя 5, распределителя 6 с гидроаккумулятором, соединительных трубопроводов и штуцеров.

Масло из картера трансмиссии через фильтр — заборник 1 засасывается насосом 2 и подается под давлением в напорную магистраль гидросистемы. Предохранительный клапан 3 ограничивает повышение давления в магистрали свыше 2,0 МПа.

Масло, проходя через полнопоточный фильтр в грубой очистки установленный на корпусе коробки передач, очищается и поступает по двум магистралям:

- в распределитель 6 переключения передач и кран — управления передним мостом;

- в фильтр — распределитель 5, после которого оно поступает на смазку узлов коробки передач.

Проходя по каналам распределителя 6, в соответствии с положением рычага переключения передач, масло поступает в соответствующие полости цилиндров ГПМ 8. Часть масла поступает в гидроаккумулятор.

Шестеренный насос НМШ-25 (рис. 3.17) состою из корпуса 1, двух крышек 2, ведомой 3 и ведущей шестерен, которые установлены на втулках 5. За бор масла происходит через фильтр — заборник 1 (см рис. 3.16), предохраняющий систему от попадания крупных частиц.

Механизм переключения насоса 5 (рис. 3.18) состоит из рычага, фиксирующей пластины 4 и фиксатора 8. Шестерня 11 привода насоса установлена на шлицевой втулке 9, зафиксированной на валу насоса болтом 10. Привод насоса осуществляется от двигателя, при этом пластина 4 привода находится в верхнем фиксируемом положении «от дизеля». При повороте пластины в нижнее фиксированное положение «от ходовой системы» привод осуществляется от промежуточного вала коробки передач. Этот вариант включения насоса используют: при буксировке трактора с неработающим двигателем, при этом включается IV транспортный диапазон, рычаг передач устанавливается в нулевое положение (при запуске двигателя буксированием трактора).

Фильтр — распределитель (рис. 3.19) предназначен для очистки масла. Ротор 4 центробежного фильтра, колпак 3 с уплотнительной шайбой 2, гайкой 1, прокладкой 5 унифицированы с деталями фильтра дизеля Д-245.

В корпусе б расположены три клапана. Переливной клапан 7 поддерживает давление в гидросистеме управления. Он отрегулирован на давление 0,9 МПа за счет изменения суммарной толщины прокладок 8, находящихся под пружиной 9.

Переливной клапан 10 фильтра, отрегулированный на давление 0,75±0,25 МПа, предназначен для поддержания указанного давления перед ротором фильтра. Регулировка клапана выполняется изменением суммарной толщины прокладок 11, установленных под пружину 12.

Клапан 13 смазывания, отрегулированный на давление 0,2±0,05 МПа, предназначен для поддержания необходимого давления в системе смазки коробки передач. Регулировка клапана осуществляется прокладками 14, находящимися под пружиной 15. Стержень 16 ограничивает излишнее перемещение клапана.

Избыточное масло сливается в корпус коробки передач. Менять местами клапаны 7, 10, 13 не допускается.

Очистка масла фильтром-распределителем осуществляется аналогично очистке масла дизеля.

Распределитель предназначен для переключения передач, т.е. для направления потока масла нагнетательной магистрали управления в одну з четырех полостей цилиндров ГИМ, и на зарядку одной из полостей гидроаккумулятора, соединяя при этом полости остальных ГПМ со сливом. Одновременно с зарядкой одной полости гидроаккумулятора происходит разрядка другой полости, из которой масло продолжает поступать на подпитку в полость ГПМ выключенной передачи и муфта находится некоторое время во включенном состоянии.

Распределитель установлен на первичном валу и закреплен на переднем стакане узла передач.

Состоит из корпуса 17 (рис. 3.20), в расточке которого запрессованы втулки 16 и 15. В третьей расточке установлен двуполостный гидроаккумулятор, состоящий из поршней 6 уплотненных кольцами 10,между которыми установлены пружины 9 и 8. Поршни установлены на оси 7 и стянуты болтами 11. Гидроаккумулятор отрегулирован на давление начала разрядки 0,75±0,05 МПа и конца разрядки 0,4±0,05 МПа регулировочными кольцами 12.

Во втулке 16 расположены золотник 19 переключения передач и золотник 18 переключения гидроаккумулятора, соединенные между собой при помощи торцовых выступов, имея свободный поворот относительно друг друга на угол, равный повороту золотника 19 на одно фиксированное положение. Золотник 18 фиксируется в четырех положениях шариковым фиксатором 13.

Поворот золотника 19 осуществляется сектором 1, зубчатый венец которого находится в зацеплении с зубчатым венцом золотника. На другом конце сектора 1 выполнены лунки для шарикового фиксатора 2, поджимаемого пружиной 3, которая отрегулирована винтом 5 на момент 8-9 Н·м поворота сектора из одного фиксированного положения в другое.

Крышка 4 с одной стороны и стопорное кольцо 14 с другой ограничивают осевое перемещение золотников. При сборе зубчатый сектор 1 и золотник 19 устанавливают по метке "А".

Синхронизированная коробка передач отличается от рассмотренной коробки узлом первичного вала, на котором вместо ГПМ установлены две зубчатые муфты каретки с синхронизаторами, обеспечивающими безударное включение передач; исключен распределитель, снижены подача насоса и давление на выходе, так как его используют только для подачи масла к трущимся элементам.

Синхронизатор состоит из двух конусных колец 5 (рис. 3.21), трех пальцев фиксаторов 6, шариковых фиксаторов 8 с пружинами 7 и трех блокирующих пальцев 10 с фасками.

Каретка 9 установлена на втулке 4, связанной шлицами с валом 1 и имеет три отверстия под пальцы фиксаторов и три отверстия с фасками для блокирующих пальцев 10

В нейтральном положении каретка 9 находится между шестернями 3 и 12. При включении передачи под действием осевого усилия, передаваемого фиксатором 8, конусное кольцо 5 синхронизатора подводится до соприкосновения с конусной поверхностью шестерни свободно сидящей на валу.

Вследствие разности частот вращения шестерни 3 и каретки 9 кольцо 5 проворачивается по отношению каретке до соприкосновения фасок проточек пальцев 10 с фасками отверстий в каретке препятствуя дальнейшему ее перемещению. При выравнивании частот вращения шестерни 3 и каретки 9 фаски отверстий не будут препятствовать перемещению каретки. При дальнейшем воздействии на каретку в осевом направлении сжимаются пружины 7, шарики фиксаторов выходят из проточек пальцев 6 и каретка, перемещаясь в сторону шестерни входит зубчатым венцом в зацепление с венцом шестерни 3, блокируя таким образом, вал с шестерней

Переключение передач производится рычагом 7 (рис 3 22) на котором жестко зафиксирована рукоятка 8. Нижний конец рычага соединен посредством клеммового зажима с валиком, установленным в трубе 4, имеющими зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубьями рейки вала 2 Вал 2 связан с трубой 4 шпонкой 3 и свободно перемещается в трубе в осевом направлении. На валу установлен рычаг 1, воздействующий на поводки 19 н 20 (см. рис. 3.21).

Перемещение кареток зубчатых муфт осуществляется посредством вилок 11 и 14 через сухарики 13, установленные в вилках. Вилки 11 и 14 закреплены на поводках 19 и 20 винтами 15.

Выбор необходимой передачи осуществляется поворотом рычага 7 (см. рис. 3.22). Вокруг своей оси рукояткой 5, включение передачи — перемещением рычага (наклоном) вместе с трубой 4 согласно схеме переключения. Для блокировки запуска двигателя при включенной передаче установлен выключатель 5. Переключение диапазонов передач такое же, как и в выше рассмотренной коробке.

В системе смазки синхронизированной коробки передач отсутствует центробежный масляный фильтр. На корпусе коробки вместо него установлена клапанная коробка. Привод насоса смазки коробки передач аналогичен приводу коробки с переключением под нагрузкой.

На тракторах семейства ЮМЗ устанавливают коробки передач двух типов с подвижными шестернями и с шестернями постоянного зацепления — синхронизированные.

Коробка передач с подвижными шестернями имеет первичный вал 3 (рис. 3.23) вторичный 24, про межуточный 28, вал 37 ходоуменьшителя (редуктора), ось 39 шестерни заднего хода.

На валах неподвижно размещены шестерня 5 первичного вала, ведомая шестерня 32 постоянного зацепления, ведущая шестерня 31 второй передачи, блок шестерен 29 четвертой и пятой передач ведущие шестерни 27, 26 и 25 соответственно третьей первой передачи в заднего хода, промежуточная шестерня 38 заднего хода, ведомая и ведущая шестерни редуктора.

Подвижно размещены блок шестерен второй и четвертой передач блок шестерен третьей и пятой передач 22 шестерня первой передачи и заднего хода 23, зубчатая муфта редуктора 35. Устройство механизма переключения передач аналогично тракторам МТЗ.

На тракторах ЮМЗ-8070. ЮМЗ-8280 установлена механическая, 12 скоростная, трехдиапазонная, коробка передач с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами инерционного типа (или девятискоростная с подвижными шестернями). Схема переключения диапазонов и передач приведена на рис. 3.24.

Ходоуменьшитель предназначен для использования трактора при работе с машинами, требующими пониженных скоростей (погрузчики корнеклубнеплодов подборщики овощей рассадопосадочные машины и др.). На тракторах МТЗ устанавливают два типа ходоуменьшителей: механический и гидроходоуменьшитель.

Механический ходоуменьшитель (рис. 3.25) понижает скорости трактора только на I и II передачах при переднем и заднем ходе. Это шестеренный редуктор планетарного типа с передаточным числом 7, 104, смонтирован в корпусе 3, устанавливается с левой стороны трактора.

В корпусе 3 размещены промежуточная шестерня 7, вал-шестерня 9 и планетарный редуктор, состоящий из водила 11, трех сателлитов 14, коронной 12 и солнечной 10 шестерен.

Шестерня 7, с которой вводится в зацепление шестерня включения ходоуменьшителя в коробке передач, вращается на роликовом подшипнике б на неподвижной оси 5. Ось 5 зафиксирована в корпусе 3 стопорным винтом и уплотнена в отверстиях заглушкой и резиновым кольцом. Промежуточная шестерня 7 находится в постоянном зацеплении с валом-шестерней 9, установленным на подшипниках 13. На валу-шестерне 9 помещена шестерня 10. Она двойная, ее больший венец находится в зацеплении с ведомой шестерней первой передачи и заднего хода коробки передач, а меньший служит солнечной шестерней планетарного редуктора.

С валом-шестерней шлицами соединено водило 11 с запрессованными в его расточки осями 15 сателлитов. На осях на игольчатых подшипниках 4 вращаются сателлиты 14, находящиеся в зацеплении с солнечной шестерней 10. Коронная шестерня 12 неподвижно закреплена в корпусе 3 двумя пальцами 16, и постоянно зацеплена с сателлитами.

Крутящий момент от коробки передач подводится к большому венцу шестерни 10 и от нее через планетарный редуктор, вал-шестерню 9, на промежуточную шестерню 7, а от нее на шестерню включения ходоуменьшителя и вал пониженных передач коробки передач, изменив при этом направление вращения. Поэтому для получения пониженных скоростей переднего хода необходимо включать передачу заднего хода и наоборот.

При работе трактора на пониженных скоростях сначала включают ходоуменьшитель, а затем передачу коробки передач.

Управляют ходоуменьшителем рычагом 1. Рычаг через валик 2 соединен с вилкой, которая входит в паз шестерни включения ходоуменьшителя, расположенной в коробке передач. Во включенном и выключенном положениях вилка с валиком 2 удерживается пружинным фиксатором.

Ходоуменьшитель выключен, когда рычаг 1 находится в зафиксированном заднем (по ходу трактора) положении, при этом шестерня 7 не входит в до зацепление с шестерней включения ходоуменьшителя в коробке передач. Ходоуменьшитель включен при зафиксированном переднем положений рычага, в этом положении вилка вводит шестерню включения ходоуменьшителя в зацепление с промежуточной шестерней 7 и одновременно разъединяет ведомую шестерню 1 первой передачи коробки передач и заднего хода с валом пониженных передач.

Гидроходоуменьшитель, дополнительно к рассмотренному выше, имеет гидросистему, благодаря которой за счет дросселирования потока, создаваемого масляным насосом, достигается бесступенчатое изменение скорости ‚в пределах включенной передачи (для коробок передач с подвижными шестернями) или в пределах диапазона передач (для коробок с шестернями постоянного зацепления).

Редукторная часть гидроходоуменьшителя (рис 3.26) по устройству, аналогична рассмотренной выше, за исключением того, что коронная шестерня 20 установлена на ступице водила на втулке 16 и может относительно него вращаться. Кроме внутреннего зубчатого венца, с которым находятся в постоянном зацеплении сателлиты, коронная шестерня имеет и наружный зубчатый венец, который находится в зацеплении с валом-шестерней 21 привода насоса.

Для бесступенчатого изменения скорости используют особенность планетарного механизма изменять передаточное, число пропорционально, изменению частоты вращения промежуточного элемента, чего добиваются регулированием подтормаживания коронной шестерни с помощью гидросистемы.

Гидравлическая система ходоуменьшителя включает в себя насос 26, дроссель 40 с предохранительным клапаном, маслозаборник 23 и арматуру 24, 27. Насос, с помощью которого создается момент сопротивления вращению коронной шестерни 20,установлен на корпусе 8 и связан валом-шестерней 21 привода насоса. Всасывающая магистраль насоса через трубопровод 24 соединена с маслозаборником23, нагнетательная полость насоса 26 через трубопровод 27 соединена с дросселем, регулирующим расход масла, подаваемого насосом, и предохраняющим гидросистему от перегрузки (давление выше 15 МПа).

Расход жидкости изменяют регулированием щели между седлом, установленным в корпусе 29 дросселя, и штоком 31, поджимаемым давлением масла к торцу винта 33.

Управляют гидравлической системой с помощью стержня 1 с рукояткой, выведенного в кабину, передающего вращение на винт дросселя через карданную муфту 38 и головку винта 2. При вращении рукоятки по ходу часовой стрелки скорость трактора увеличивается, против хода — уменьшается.

Перед началом движения (троганием с места) нужно повернуть стержень 1 управления дросселем против хода часовой стрелки до упора, выключить сцепление, тягу 7 переместить вниз, включить первую передачу заднего хода, плавно включить сцепление, затем вращением по ходу часовой стрелки стержня 1 установить необходимую скорость движения трактора.

Гидроходоуменьшитель и коробку передач необходимо выключать при выключенном сцеплении и открытом дросселе (рукоятку 1 повернуть по ходу часовой стрелки до упора).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ