CqQRcNeHAv

Коробка передач нива 21213

ВАЗ-21213 «НИВА»: РАЗБИРАЕМ 5-СТУПЕНЧАТУЮ КОРОБКУ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ

В «Бирже плюс авто» N 16 от 26.04.01 г. мы уже рассмотрели снятие КПП с автомобиля вместе с раздаточной коробкой.

В этот раз займемся ее разборкой.

Снятую с автомобиля коробку передач желательно сразу освободить от трансмиссионного масла, открутив пробку в ее металлическом поддоне, а затем отмыть от грязи. После этого помещаем КПП на чистый верстак или стол. Для разборки понадобятся рожковые и накидные ключи, набор головок, ударная отвертка, универсальный съемник, зубило с молотком и слесарные тиски.

Работу проводим в следующей последовательности:

- ключом S=24 мм откручиваем датчик включения фонарей заднего хода ; — торцевой головкой S=13 мм отворачиваем две гайки крепления кронштейна для выпускной трубы ;

- корпус рычага переключения передач освобождаем от крепления с помощью ключа S=10 мм, отвернув три гайки. после чего вынимаем рычаг в сборе с корпусом из картера;

- перевернув КПП, тем же ключом отворачиваем 10 гаек крепления нижней металлической крышки к картеру и снимаем ее с прокладкой;

- удерживая от проворачивания три болта крепления эластичной муфты к фланцу на КПП ключом S=19 мм, вторым таким же ключом отворачиваем самостопорящиеся гайки ;

- с помощью молотка сбиваем с болтов эластичную муфту в сборе с валом привода раздаточной коробки;

- снимаем с помощью щипцов или круглогубцев, обточенных с наружной стороны, стопорное кольцо на торце вторичного вала и съемником (либо с помощью молотка и зубила) снимаем центрирующее кольцо;

- тем же зубилом отгибаем стопорную пластину и ключом S=30 мм отворачиваем гайку крепления фланца эластичной муфты карданной передачи, застопорив вторичный вал монтажной лопаткой;

- торцевым ключом или головкой S=13 мм откручиваем по периметру гайки крепления заднего корпуса к картеру КПП.

Здесь сделаем лирическое отступление, касающееся этого самого корпуса, в виде коротенького рассказа моего знакомого слесаря, назовем его Николаем. Так вот, пошел Николай как-то раз в свой гараж. Проходя мимо открытого гаража, он увидел, как несколько человек возятся с разборкой пятиступенчатой коробки от «Нивы». Определил он это сразу, потому что в сервисе на этих самых коробках «собаку съел». И снимали те люди как раз задний корпус. И отверткой его пытались, и зубилом поддеть, даже кувалдой стучали. Только ничего у них не выходило. Посмотрел на это «безобразие» Николай, да и говорит, что, мол, снимет эту злополучную деталь в два счета, и два пальца оттопыренных в известной конфигурации им показывает (не как у «новых русских», а по-нашему, по-простому). А пока один за «пузырьком» в ближайший ларек бегал, наш Николай с помощью всего одного ключика корпус с КПП и снял.

Догадались как? Ну, мы не «Поле чудес», чтобы загадки загадывать, а потому даем сразу ответ. Под металлической нижней крышкой есть еще одна гайка «на 13″. Вот про нее эти ремонтники и не знали.

Но вернемся к нашей работе:

- после откручивания упомянутой нами гайки снимаем заднюю крышку и находящийся под ней задний подшипник вторичного вала;

- застопорив вторичный вал монтажной лопаткой, головкой S=17 мм отворачиваем болт крепления блока шестерен ;

- установив КПП вертикально, ключом S=10 мм откручиваем болт, стопорящий вилку включения пятой передачи и заднего хода. но, чтобы ее снять, нужно выбить стопор головки штока, входящей в зацепление с рычагом переключения передач. Можно поступить и по-другому, ослабив два болта крепления крышки фиксаторов (но не откручивая их полностью), и вынуть весь шток в сборе из картера;

- последовательно снимаем следующие детали: втулку шестерни пятой передачи, блок шестерен, шестерню пятой передачи и заднего хода со вторичного вала, вилку включения одновременно с муфтой включения пятой передачи и с промежуточной шестерней, ступицу муфты синхронизатора пятой передачи и ведомую шестерню заднего хода;

- с помощью ударной отвертки откручиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала — один ослабляем, а два выкручиваем полностью;

- с другой стороны КПП отворачиваем семь гаек крепления картера сцепления ключом S=17 мм, одну ключом S=13 мм и снимаем картер с КПП вместе с прокладкой;

- ключом S=13 мм отворачиваем два болта крышки фиксаторов и вынимаем из отверстий пружинки с фиксаторами;

- снова переворачиваем коробку, стопорим промежуточный вал с помощью монтажной лопатки и ключом S=19 мм откручиваем болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала ;

- вынимаем оба подшипника из картера КПП, а затем и сам промежуточный вал; — теперь можно вынуть и освободившийся первичный вал в сборе с подшипником (не потеряйте иголки подшипника вторичного вала внутри него);

- ключом S=10 мм отворачиваем болты, фиксирующие вилки включения передач, и вынимаем ползуны;

- сняв промежуточный подшипник, вынимаем вторичный вал из картера. Далее действуем в зависимости от выявленной неисправности. При разборке вторичного вала можно воспользоваться рекомендациями из N 2 «Биржи плюс авто» от 18.01.01 г. где мы рассматривали разборку 4-ступенчатой КПП ВАЗ-2106. Операции практически идентичны.

Александр АЛЕШИН, Материал подготовлен при содействии ООО «Сигнал-Сервис» (Кстово).

Источник газета «Биржа+Авто (Нижегородский ТПД)»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ