CqQRcNeHAv

Коробка передач 2131

ВСЕ ПРО ЧАСЫ

Ваз-2131: разбираем коробку передач.

Коробка передач — очень надежный и долговечный механизм. При спокойной эксплуатации, своевременной замене и, если понадобится, доливке масла она служит десятки тысяч километров. Другое дело — лихая езда по бездорожью, когда у неумелого водителя коробка постоянно испытывает предельные нагрузки. Даже у самой удачной из них при столь суровом обращении, бывает, появляется шум, выскакивают или не включаются передачи. Тогда и приходится снимать и разбирать коробку передач.

О том, как отсоединить коробку, мы рассказали в предыдущем номере журнала (зр, 1998, 2). Чтобы снять ее с длиннобазной «нивы», необходимо демонтировать сцепление или стабилизатор поперечной устойчивости. Мы сняли первое, чтобы заодно проверить состояние дисков. Затем коробку передач подаем вперед, освобождаем рычаг переключения передач из тоннеля кузова, перемещаем ее назад-вниз и снимаем с автомобиля.

Отворачиваем пробку и сливаем масло. Тщательно моем коробку и ставим картером сцепления на чистый верстак.

Ключом s10 отворачиваем десять гаек нижней крышки (фото 1). Аккуратно, чтобы не повредить прокладку, отверткой поддеваем по периметру и снимаем крышку. Двумя ключами s17 и s19 отворачиваем три гайки с болтов крепления эластичной муфты к фланцу на вторичном валу (фото 2) и снимаем ее вместе с пружиной. Молотком и кернером расконтриваем гайку вторичного вала. Ключом s32 отворачиваем ее, отверткой удерживая фланец эластичной муфты от проворачивания (фото 3). Снимаем фланец со вторичного вала. Ключом s10 отворачиваем три гайки, крепящие привод механизма переключения передач (фото 4), и снимаем его с коробки. Торцевым ключом s13 отворачиваем две гайки кронштейна выпускной системы (фото 5) и пять гаек задней крышки (фото 6). Ключом s13 отворачиваем изнутри картера последнюю гайку крепления задней крышки (фото 7). Обстучав крышку молотком, снимаем ее, стараясь не повредить прокладку. При этом выводим из зацепления шестерни, поворачивая крышку по часовой стрелке (фото 8). Ключом s10 отворачиваем болт головки штока (фото 9), снимаем ее (фото 10) и отворачиваем болт вилки (фото 11). Ключом s13 отворачиваем болт, стягивающий блок шестерен промежуточного вала (фото 12). В нашей коробке этот болт лопнул, блок разошелся и поэтому подшипники вышли из строя.

Сдвигая вилку включения, снимаем шестерню заднего хода с промежуточного вала (фото 13) и промежуточную шестерню заднего хода со своей оси (фото 14). Снимаем со вторичного вала шайбу и внутреннее кольцо подшипника (фото 15). Снимаем со штока вилку включения передач, с промежуточного вала шестерню пятой передачи и муфту синхронизатора (фото 16). Снимаем ступицу скользящей муфты и шестерню заднего хода (фото 17).

Кладем коробку набок. Вынимаем вилку выключения сцепления и снимаем с первичного вала выжимной подшипник. Ключом s17 отворачиваем шесть гаек и ключом s13 одну гайку крепления картера сцепления к коробке (фото 18). Чтобы картер легче отделился и не порвалась прокладка, обстукиваем его молотком по периметру разъема. Снимаем картер сцепления со шпилек коробки вместе с сальником и пружинной шайбой.

Ключом s19 отворачиваем болт крепления зажимной шайбы переднего подшипника на промежуточном валу (фото 19). Чтобы вал не проворачивался, заклиниваем его, вставив в зубчатое зацепление первой передачи подходящую металлическую пластину. Вынимаем наружное кольцо, поддевая его отверткой, и оба сепаратора шарикового подшипника (фото 20). Вынимаем из картера коробки задний роликовый подшипник и блок шестерен промежуточного вала (фото 21).

Ключом s13 отворачиваем два болта в крышке фиксаторов штоков и вынимаем три пружины и три шарика (фото 22). Обратите внимание: пружина фиксатора заднего хода отличается от других большей жесткостью. Она окрашена в зеленый цвет и имеет кадмиевое покрытие. Не перепутайте ее при сборке с другими пружинами! вынимаем из картера шток заднего хода (фото 23). Торцевым ключом s10 отворачиваем болты вилок переключения iii и iv передач, затем i и ii передач (фото 24). Слегка постучав по вилкам, сдвигаем их с места и осторожно, чтобы не потерять три блокировочных сухаря, вынимаем штоки (фото 25). Сухари различны по размерам, поэтому, вынимая штоки, обращаем внимание на их взаимное расположение в картере (фото 26).

Вынимаем первичный вал с подшипником из картера (фото 27).

Ударной отверткой или зубилом отворачиваем три винта стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала (фото 28) и, поддев отверткой, вынимаем его из картера (фото 29). Смещаем вал в сторону и, наклоняя, вынимаем из картера (фото 30).

Тщательно промываем детали, меняем изношенные. Сборку ведем в обратной последовательности, учитывая такие замечания. Чтобы предотвратить самопроизвольное отворачивание, три винта крепления стопорной пластины подшипника вторичного вала затягиваем ударной отверткой. При установке стопорных колец обязательно «просадите» их ударами молотка для полной посадки в канавки. При стыковке картера сцепления с коробкой пружинная шайба может выпасть. Чтобы этого избежать, в отверстие картера сцепления, где должна быть установлена шайба, закладывают «литол», помещают шайбу, а затем соединяют картеры.

Материал подготовлен в технической лаборатории

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ