CqQRcNeHAv

Конспект музыкально-коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с расстройствами аутистического спектра)

Конспект музыкально-коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с расстройствами аутистического спектра)

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.
  2. Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращённую речь, стимулировать речевую деятельность.
  3. Вырабатывать умение двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве.
  4. Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.
  5. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Оборудование:

  • бубен,
  • белые вязаные “снежки” с холофайбером,
  • музыкальные инструменты Карла Орфа: клавесы,
  • коробочки разных размеров,
  • аудиокассеты (“С Новым годом!” — сборник детских песен; “Топ-хлоп, малыши”, приложение к программе Т.Сауко, А.Бурениной; “Народные танцы”, сост. И.Ю.Захарова”).

Конспект музыкально-коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с расстройствами аутистического спектра)Дети сидят на стульях, поставленных вдоль стены, рядом с родителями.

1. Приветствие.

Музыкальный педагог (М.п.): “Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы начинаем наше занятие, но сначала надо назвать своё имя”. М.п. берёт бубен и стучит ладонью на каждый слог: “Ме-ня зо-вут Ле-на”.

Передаёт ребёнку бубен, спрашивает: “А тебя?”.

Ребёнок (Р.): Стучит по бубну и проговаривает слова по слогам сам или с помощью родителей. Затем передаёт бубен соседу со словами: “На, Вова!”.

Следующий ребёнок берёт бубен и, по возможности, благодарит: “Спасибо!”

М.п. присаживается напротив каждого ребёнка, чётко артикулирует, глядя в глаза ребёнку, поощряет его и т.д.

2. Свободное движение под музыку, упражнение “Змейка”.

(М.п.): “Молодцы, ребята! Давайте вспомним, какое сейчас время года. (Ждём ответы детей, выслушиваем всех желающих). Правильно, (имена детей, ответивших верно), сейчас время года – зима. Давайте все скажем, зи-ма-а-а (повторяют дети и взрослые). Какие приметы зимы вы знаете?” (При затруднении: “Посмотрите в окно, что вы видите?” ). Слушаем ответы детей, обобщаем: “Умницы! Зимой становится холоднее, солнце светит, но не греет. Небо хмурое, снег падает на крыши домов, на деревья, на дороги, образуются сугробы. Люди зимой носят тёплую одежду: шубы, тёплые шапки, шарфы, варежки, на ноги одевают валенки. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

И сейчас мы с вами тоже отправимся на зимнюю прогулку в лес, там намело сугробы (раскладываем по залу “снежки”), но мы ребята дружные, возьмёмся за руки и будем ходить друг за другом, на сугробы не наступать”.

Дети встают “змейкой”: впереди М.п. – “голова”, за ним дети – “хвост” и взрослые (если необходима физическая поддержка, либо существует сложность тактильного контакта с новыми детьми).

Звучит в записи румынский народный танец “Ореховое дерево”, все двигаются умеренно, топающим шагом (“Ждём своих друзей, руки не отпускаем” ), выше поднимают ноги, обходя “сугробы”, “ищут новые дорожки”. Возможна смена ведущего следующим ребёнком.

Дети, не готовые взаимодействовать с новыми людьми, передвигаются в паре с родителем по собственному маршруту, мы их встречаем и приветствуем словами и улыбками.

Двигаемся, пока звучит музыка.

3. Подвижная игра “Снежки”.

М.п.: “Ребята, а теперь давайте играть в снежки! Собираем снежки с пола и бросаем их друг в друга!”.

Звучит в записи песня А. Варламова “Российский Дед Мороз” (или любая песня о зиме, весёлая и достаточно продолжительная), дети учатся подкидывать “снежки”, стараются попасть в других участников игры.

М.п.. “Мы прошли долгий путь, давайте похлопаем друг другу”. Все дети хлопают в ладоши и кричат “Ура!”

4. Пальчиковые игры.

“А теперь мы поставим стульчики в круг, сядем на них и отдохнём” (обращаем внимание, как правильно взять и донести стул, не задеть других детей).

а) Стул (В. Цвынтарный)

Ножки, спинка и сиденье

Вот вам стул на удивленье.

Мы бежим с тобой на лыжах,

(“идут на лыжах” — имитируем руками)

Снег холодный лыжи лижет.

(трём кулачки друг о друга вверх-вниз)

А потом – на коньках,

Пляшут, пляшут наши детки,

Маленькие детки!

(Открывают глаза, двумя руками показывая на детей сидящих в кругу).

6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

Р.н.п. “Во саду ли в огороде” — коробочка.

М.п.. “Мы нашли себе друзей и чтобы нам было веселей, мы поиграем на музыкальных инструментах ( предъявляем коробочку). Это коробочка – музыкальный инструмент, чтобы он зазвучал, надо ударить палочкой по верхней крышке (показываем приём звукоизвлечения). А теперь возьмите все коробочки и палочки, поиграйте, послушайте, как они звучат.

Коробочка изготовлена из дерева, поэтому звучание у неё глухое, короткое. Коробочки разной длины звучат по-своему. Давайте послушаем, как звучит коробочка у … (имя) (по очереди слушаем каждого ребёнка, остальные ждут).

А теперь поиграем в игру “Пошумели — тишина”. Когда я говорю “Пошумели” — мы дружно играем на коробочках. Когда я говорю “Тишина” — мы вместе поднимаем палочки вверх. Начинаем!

А теперь я на пианино буду исполнять русскую народную мелодию “Во саду ли в огороде”, а вы мне помогайте, начинайте и заканчивайте играть на коробочках вместе со мной (М.п. сидит за инструментом, дети играют вместе с родителями “рука-в-руке”).

Молодцы! У нас получился настоящий ансамбль!

А теперь поставим стулья на место и потанцуем”.

8. Хоровод. Голландский народный танец “Ночной колпак”.

Исходное положение: все танцоры стоят в кругу, взявшись за руки.

Такты 1-4:

  • 8 шагов против часовой стрелки (тянем носок).

Такт 5:

  • 3 шага в круг (поём одновременно “Здравствуйте”);
  • Пауза (“Посмотрели на ребят в кругу!” )

Такт 6:

  • 3 шага из круга (поём одновременно “До свидания”);

- Пауза

Такт 7-8:

  • Смотрим на соседей (“Улыбнулись всем ребятам в кругу!” )

Повторяем Часть В 2 раза.

При последующих повторах меняем движения в Тактах 7-8:

  • Притопы (“Потопали все ребята в кругу!” )
  • Хлопки (“Похлопали всем ребятам в кругу!” )

Дети садятся на стулья рядом с родителями.

9. Прощание.

(М.п.): “Нам сегодня было весело. А теперь пора прощаться, дорогие ребята и взрослые!”. М.п. берёт бубен и стучит ладонью на каждый слог: “До-сви-да-ни-я!”.

Передаёт ребёнку бубен: “А теперь попрощается … (имя)”.

(Р.): Стучит по бубну и проговаривает слово по слогам сам или с помощью родителей. Затем передаёт бубен соседу со словами: “На, Вова!”.

Следующий ребёнок берёт бубен и, по возможности, благодарит: “Спасибо!”

М.п. присаживается напротив каждого ребёнка, чётко артикулирует, глядя в глаза ребёнку, поощряет его и т.д.

(М.п.): “Занятие закончено, до следующих встреч!”

Примечание. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

Для организации и проведения эффективных музыкально-коррекционных занятий в условиях Центра социальной помощи ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести дефекта, была разработана и успешно апробирована авторская Программа музыкальной психокоррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья “Мы друг другу рады!” (конспект одного из занятий представлен выше).

На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Конспект музыкально-коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с расстройствами аутистического спектра)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ