CqQRcNeHAv

Казанский педагогический журнал

История образования

Казанский педагогический журналНельзя, но сделано

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Л.П. Меркулова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, г. Самара

Одной из определяющих характеристик конкурентоспособности специалистов является их профессиональная мобильность, структурные компоненты которой: готовность, как набор профессионально важных компетенций и адаптивность, определяемая набором адаптивно важных личностных качеств.

Формирование компонентов профессиональной мобильности специалистов осуществляется неотрывно от процесса обучения, составляет часть этого процесса и строится на основе принципов системного подхода как объединяющего, интегративного методологического принципа. В то же время в связи с диверсификацией в образовании и демократизацией выбора образовательной траектории студентами важную роль приобретает синергетический, саморегулирующий подход к построению учебного процесса и формированию профессиональной мобильности будущих специалистов.

В учебном процессе как «саморазвивающейся системе» внутренней стороной является взаимодействие преподавателя и студентов с целевой установкой на развитие и саморазвитие личности как целостности, что позволяет рассматривать обучение и воспитание как гуманитарные системы, которые создаются в процессе деятельности человека с его собственным способом моделирования мира в единстве сознания и бессознательного. Человек должен научиться моделировать мир своего существования в данном времени и пространстве, а мир и пространство системны. Эта мысль подтверждена известными учеными, философами, социологами (Р.Ф. Абдеев, В.Н. Вернадский и др.).

Содержание образования представляет собой педагогическую модель социальной культуры, поэтому, опираясь на концепцию культуры как саморазвивающейся системы, предложенную М.С. Каганом [1. С. 465], содержание образования, обучения и воспитания можно рассматривать, как взаимодействующие гуманитарные системы. На этом основании при моделировании занятий по иностранному языку в техническом вузе в качестве методологии можно принять системный подход, гносеологический смысл которого состоит в изучении объекта (системы) как части более широкой системы, понимании его опосредованной природы. С учетом вероятностного характера организации и результатов учебного процесса, его склонности к самоорганизации системный подход к обучению, на наш взгляд, правомерно назвать системно-синергетическим.

Понятие «педагогическая система», введенное Н.В. Кузьминой, формулируется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей [2]. Таких компонентов пять: субъект и объект педагогического взаимодействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. Функцией педагогической системы является оптимизация процесса обучения. Критериями оптимальности (Ю.К. Бабанский) [3] являются: достижение обучаемым такого уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который соответствует его реальным учебным возможностям; соблюдение субъектами образовательного процесса установленных норм времени на аудиторную и домашнюю работу. Общим критерием выделения структурных элементов системы, определяющим их взаимную близость и интеграцию, а также обеспечивающим коммуникативные свойства системы и ее иерархическое строение, выступает управление. Именно посредством управления реализуется цель. Объектом применения системного подхода в педагогике является учебный процесс, в связи с чем, при формировании компонентов профессиональной мобильности будущих специалистов в условиях учебного процесса средствами конкретной учебной дисциплины, объектом применения системного подхода следует считать обеспечение взаимосвязи компонентов системы обучения на основе личностно-ориентированного подхода, в основе которого – глубокий мониторинг личностных качеств и профессионально важных компетенций студентов и синергетический подход к использованию результатов мониторинга.

Системный подход позволяет определить рациональные пути совершенствования учебного процесса внедрением соответствующих методов и средств интенсификации. К ним относятся: повышение качества научно-методической работы, использо­вание средств научного проникновения и новых средств обучения, обосно­ванное планирование содержания и времени обучения, рацио­нальное использование материально-технической базы. Акцентируя важность формирования (в процессе обучения) профессиональной мобильности, сюда же следует отнести учет и рациональное использование информации о личностных качествах и уровне развития профессионально важных компетенций студентов.

Высокий уровень системного мышления необходим, прежде всего, преподавателю иностранного языка, во-первых, для того, чтобы оптимально овладеть системой профессиональных знаний, умений и навыков; во-вторых, чтобы обучать студентов с опережением, развивать их способности к адаптации во все более усложняющихся социально-экономических условиях, владение системным мышлением. При системном подходе к педагогическим явлениям учитываются все факторы, оказывающие воздействие на систему в целом, но особенно те из них, которые поддаются воздействию преподавателя, осу­ществляющего управление.

Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка строится как целостная система с учетом, прежде всего, синергетического, а также аксиологического, культурологического, антропологического, гуманистического и других подходов. Синергетический компонент системного подхода предполагает качественные изменения систем открытого типа, ведущими принципами существования которых являются самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия с внешней средой. При таком подходе возможны гармоничное сочетание и взаимосвязь подсистем при изучении каждой конкретной дисциплины. Воздействие на объект приобретает развивающий характер, что создает условия для его самоорганизации и саморазвития.

Системный характер обучения иностранному языку в вузе выражается в том, что в процессе воспитывающего и развивающего обучения отмечается совокупность инвариантных черт, придающих постоянство многим характеристикам объекта обучения (формирования) и их взаимодействию. Возникает возможность увидеть универсальное значение основных дидактических знаний. Универсальность их в том, что там, где осуществляется процесс обучения, реализуются и основные общие закономерности взаимосвязей между отдельными элементами состава системы работы вуза.

Системный подход с точки зрения рефлексивного управления обучением иностранному языку означает выявление качественной специфики процесса управления, его этапов, их взаимосвязи. Обучение как развивающаяся система имеет ценностно-целевую системообразующую, на которую направлено взаимодействие подсистем (преподавание и учение). Ценностно-целевой системообразующей при формировании профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе обучения является комплекс профессионально важных компетенций и адаптивно важных качеств, составляющих её основу.

Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи. Основными понятиями системного подхода являются: система, состав, структура, элемент, функция. Система формирования профессиональной мобильности является гуманитарной системой высокой степени обобщенности, содержащей в своем составе подсистемы управления, обучения, воспитания, информационную, методическую. Обучение, как следует из теории дидактики, есть совместная деятельность обучающего и обучающихся по усвоению элементов культуры, соответственно обучающий представляет систему преподавания, а обучающийся – систему учения. Поэтому составом системы обучения можно считать преподавание, учение и информацию о предмете (состав системы есть перечень ее элементов). В состав системы формирования профессиональной мобильности на основе личностно ориентированного подхода включаем также информацию о студенте, его характеристиках, получаемую на основе их мониторинга.

Развитие системы предполагает ее переход в новое качественное состояние. В обучении и формировании профессионально важных качеств студентов преподаватель переводит систему в новое качественное состояние, при котором субъект-объектные отношения переходят в субъект-субъектные. Это происходит в том случае, когда преподаватель передает студенту цели и адекватные средства их достижения при взаимодействии систем преподавания и учения. Система отношений между элементами состава системы (структура системы) определяет взаимосвязь элементов системы. Характер отношений между элементами состава системы определяет цель. Следовательно, структура системы отражает устойчивое инвариантное отношение, которое достигает цели посредством функционирования системы. Функционирование системы предполагает обязательным такое состояние, когда в системе имеются рабочие технологии (проблемное обучение, ролевые и деловые игры, метод проектов и др.), позволяющие непосредственно реализовать адекватные цели. При формировании компонентов профессиональной мобильности средствами иностранного языка субъект-субъектные отношения в связи с коммуникативным характером учебного предмета являются доминирующими, а технологии обучения, основанные на частом и плотном коммуникативном взаимодействии, позволяют эффективно использовать личностно-ориентированный подход.

Главными инвариантными признаками системы формирования профессионально важных качеств выступают целесообразность и целенаправленность. Цель определяется как предполагаемый конечный результат, модель будущих результатов. Цели системы формирования профессиональной мобильности – развитие адаптивно важных качеств и профессионально важных компетенций – определяет и моделирует преподаватель, как субъект своей деятельности, а затем передает их субъектам учения – студентам.

В системе обучения цели рассматриваются на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. При выборе стратегических целей в работе со студентами следует исходить из целей системы образования: развитие интеллектуального, духовного и профессионального потенциала молодого поколения. Они фиксируются в программах высшего профессионального образования. Оперативные цели определяются структурой построения системы учения. Поиск ответа, усвоение способов решения – тактическая цель, цель развития. В системе формирования профессиональной мобильности стратегической целью является подготовка конкурентоспособного специалиста, оперативной – разработка эффективной системы формирования профессиональной мобильности, тактические цели – поиск и оптимальное применение способов формирования адаптивно важных качеств и профессионально важных компетенций.

Функционирование системы в режиме развития возможно, если цели подсистем преподавания, учения и формирования совпадают, а технологии достижения целей процессуально связывают эти системы. Взаимосвязь подсистем преподавания, учения и формирования состоит в единстве целей, а отбор технологий осуществляют субъекты преподавания и учения. Такой подход превращает практику образования в систему с элементами синергетического управления. Управление учебной деятельностью и формированием компонентов профессиональной мобильности осуществляется при таком подходе путем усложняющихся учебных задач на основе контекстного подхода, в ходе которых реализуются цели обучения.

На основе полученного задания (перевод текста, составление предложений), студенты определяют раздел теоретического материала, который им нужен для выполнения задания; вопрос в задании, ответ на который оно требует; моделируют свою познавательную деятельность для его выполнения; осуществляют рефлексию своей учебной деятельности. Учебное задание следует понимать как подсистему с составом (условие), структурой (вопрос) и функционированием (способ выполнения), во взаимодействии с которой происходит развитие студента в учении и формировании необходимых профессионально важных качеств. Однако задание может функционировать только в том случае, если студент проявляет к нему интерес (положительная мотивация как часть структуры), принимая его как средство своего развития, а поиск ответа рассматривает как цель развития (усвоение способов решения). С точки зрения синергетики, достижение частных целей развития необходимо соотносить с предполагаемым результатом обучения в вузе: не просто получение образования, а формирование специалиста с высокими показателями качества – профессионально мобильного специалиста. От студентов требуется осознание того, что успешность взаимодействия систем учения, преподавания и формирования возможна за счет единства целей.

Состав, структура и функционирование систем обучения и формирования отражают этапы цикла управления, констатируют взаимодействие подсистем преподавания, учения и управления. Система управления как система более высокой степени обобщенности определяет характер взаимодействия систем обучения (учения и преподавания) и воспитания. Управление является механизмом целенаправленного воздействия на систему в целях ее рационального, эффективного функционирования, выступает в форме сознательной, целесообразной и преобразующей деятельности. Его сущность заключается в изучении и использовании закономерных тенденций развития для более эффективного их использования. При изучении конкретной учебной дисциплины управление включает постановку задач, подготовку решений, планирование, организацию, контроль и внедрение нового. В открытой системе, которой является высшая школа, взаимодействие систем обучения, воспитания, формирования и управления основано на принципе дополнительности и комплиментарности, чтобы не нарушить ее равновесие как социально-педагогической системы.

«Рефлексивное управление», как новый этап развития внутривузовского управления в русле новых социокультурных ценностей и приоритетов, характерно для видов деятельности, связанных с межличностными отношениями, и определяется как самонаблюдение, самопознание, обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир [4]. Управление преподавателем учебной деятельностью не является прямым управлением деятельностью студента. Сущность рефлексивного управления заключается в том, что целью совместной деятельности преподавателя и студента является развитие у последнего способности к самоуправлению. Поэтому взаимодействие студента и преподавателя при изучении иностранного языка будет определять состав системы управления. Целью рефлексивного управления является перевод системы в управляемый устойчивый режим самоуправляемого развития. Для педагогического процесса это и есть синергетический подход к обучению.

В системе формирования профессиональной мобильности основой (исходной системой), на основе которой производятся все последующие системные построения, являются: учебный материал, систематизированный на основе контекстного подхода, и уровень развития личностных качеств и профессионально важных компетенций студентов. Управление в этой системе исходит от автора программ и учебных пособий и от преподавателя, выбирающего способы наиболее эффективной подачи учебного материала и осуществляющего личностно-ориентированный подход к обучению и формированию компонентов профессиональной мобильности. Структура данной системы является устойчивой, так как связи между отдельными её элементами жестко определены логикой науки, психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми к учебному предмету и технологии обучения студентов и формирования компонентов профессиональной мобильности. Действия педагога должны быть рассчитаны на то, чтобы вызывать определенные изменения в состоянии обучающегося на каждом этапе усвоения им учебного материала и формирования профессиональных качеств.

Управление обучением и формированием профессионально важных качеств при изучении иностранного языка предполагает разработку оперативной «древовидной» структуры целей, моделирование, организацию деятельности и анализ результата. Этот алгоритм принимается нами за технологию системы управления. Применительно к процессу обучения иностранному языку, преподаватель должен знать закономерности взаимодействия системы обучения и формирования профессионально важных качеств с информационной основой своего предмета. Алгоритм управления определяет основные этапы обучения, воспитания и формирования, причем первый и последний этапы цикла управления – целеполагание и анализ результата – указывают на то, что цели, поставленные на входе в систему, должны отслеживаться на выходе.

При взаимодействии с системой саморазвития студента система управления приобретает вид системы самоуправления, то есть синергетической системы. Системы обучения, воспитания и формирования (развития) тесно взаимодействуют и не могут существовать отдельно. Такая концепция обеспечивает не только теоретическими знаниями в предметной области, но и знаниями о самих системах, их компонентах, вооружает преподавателя и студента технологиями, позволяющими реализовывать цели и осуществлять рефлексию деятельности и собственного развития как студента, так и преподавателя. В ней заключена главная идея, которая согласуется с требованиями, предъявляемыми к профессии инженера, – непрерывное совершенствование его мастерства и духовного развития. Это помогает прогнозировать повышение результатов по всестороннему и профессиональному развитию студентов за счет вооружения их механизмами саморегуляции деятельности. Осознание студентами сущности системного подхода, основ взаимодействия, овладение ими технологией управления и технологиями самообучения и самовоспитания полезны для последующей профессиональной деятельности.

Познавательные функции категории «система» огромны. Она выступает и как объект исследования, и как мышление, и как процесс взаимодействия субъекта и объекта, помогает глубже осмыслить единство мира, дает реальную возможность научного, творческого предвидения, реального управления. Н.В. Кузьмина [2] выделяет следующие основные функциональные компоненты, которые, отражаясь в структуре деятельности преподавателя, становятся основой управления: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный.

С точки зрения формирования компонентов профессиональной мобильности системообразующим фактором управления в деятельности преподавателя является гностический компонент. Разработка планов и программ обучения, а также формирования адаптивно важных качеств и профессионально важных компетенций составляет проектировочный компонент деятельности преподавателя. Моделирование предстоящего учебного занятия, разработка плана и подготовка к занятию представляют собой конструктивный компонент. Реальная деятельность преподавателя по воплощению намеченного плана составляет суть организационного компонента. Коммуникативный компонент заключается в обеспечении взаимодействия между участниками учебного процесса. Актуализация указанных функциональных компонентов на их высших уровнях обеспечивает оптимальное управление системой обучения и формирования профессионально важных качеств специалистов.

Выделенные функции управления применительно к системе формирования профессиональной мобильности наполняются конкретным содержанием. Целеполагание выступает как процесс проектирования личностных качеств и профессионально важных компетенций студента. Содержание обучения, структурированное на основе контекстного подхода, составляет информационную основу управления. Педагогическое прогнозирование заключается в предсказании ближних и дальних результатов формирования профессионально важных качеств. Педагогические и организационные решения направлены на выбор оптимальных способов воздействия средствами иностранного языка на формирование профессионально важных компетенций и развитие адаптивно важных качеств студентов. Организация исполнения связана с реализацией программ, учебных планов. Коммуникации в обучении представляют собой различные формы и способы взаимодействия участников учебного процесса. Контроль предполагает оценку фактических результатов формирования компонентов профессиональной мобильности. Коррекция, основанная на выполнении контрольных тестов и мониторинге личностных качеств студентов, заключается в выборе средств и методов желательного изменения профессионально важных характеристик студентов.

Обобщая рассмотренный материал, приходим к выводу, что наилучших результатов при формировании показателей профессиональной мобильности можно достичь при одновременном использовании системно синергетического и личностно-ориентированного подходов. Использование каждого из них требует достаточно глубокого мониторинга как личностных характеристик студентов, показателей памяти и внимания, так и показателей качества подготовки (уровня развития профессионально важных компетенций). При реализации системного подхода знание этих характеристик необходимо для осуществления обратной связи между выходом и входом системы, оптимизации качественных показателей системы. Те же характеристики студентов нужны преподавателю при индивидуализации обучения. Синергетический компонент системного подхода реализуется в результате ознакомления преподавателей и студентов с результатами мониторинга, осуществления целенаправленной коррекции личностных характеристик как самими студентами (самокоррекция) под контролем преподавателей, так и преподавателями, учитывающими результаты мониторинга при разработке учебных программ и планов занятий.

Литература:

1. Каган М.С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа / М.С. Каган. – М. 1987. – 328 с.

2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. Рос. акад. образования, Акад. акмеол. наук, С. – Петерб. акмеол. акад. С.– Петерб. гос. ун-т. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб. Политехника, 2002. – 189 с.

3. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабанский. – М. Знание, 1978. – 48 с.

4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев, 1990. – 112 с.

Казанский педагогический журнал

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ