CqQRcNeHAv

Какие группы крови возможны у детей

1. Определите, какие группы крови возможны у детей: а если у матери I группа, а у отца IV группа; б если у обоих родителей I группа крови. Примечание. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных генов, обозначаемых символами А

Вариант 1.

Задачи:

1. Определите, какие группы крови возможны у детей:

а) если у матери I группа, а у отца IV группа;

б) если у обоих родителей I группа крови.

Примечание. Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных генов, обозначаемых символами А. В. 0. Комбинируясь в клетках по 2, они могут образовывать 6 генотипов: I группа – 00 ; II группа – АА. А0 ; III группа – ВВ. В0 ; IV группа – АВ .

Какие группы крови возможны у детей2. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первому признаку, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второй аллели. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей?

3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотип каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной.

Примечание. Составляя схему родословной, пользуйтесь следующими обозначениями: родственные связи – линиями; лица женского пола – ; лиц мужского пола – . Внутри этих фигур обозначьте генотипы упомянутых лиц Р (дедушки, бабушки), F1 (родители), F2 (внук).

4. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался кошкой рыжей окраски. Каковы фенотипы и генотипы кота и котят F1. если гены черной и рыжей окраски шерсти кошек локализованы в Х-хромосоме.

Вариант 2

Задачи

1. Гомозиготное по обоим признакам гладкосеменное (А ) растение гороха с усиками (С ) скрестили с растением гороха с морщинистыми сменами и без усиков, гомозиготным по второму признаку. Определите, каковы генотипы и фенотипы F1 ?

2. У человека аллель карих глаз (А ) доминирует над аллелем голубых глаз (а ). Ваш знакомый сообщает, что в его семье у дедушки и бабушки по отцовской линии, дедушки по материнской линии и матери карие глаза. Бабушка по материнской линии и отец – голубоглазые, так же, как и сам ваш знакомый. Определите генотипы перечисленных членов семьи и составьте родословную.

Примечание. Составляя схему родословной, пользуйтесь следующими обозначениями: родственные связи – линиями; лица женского пола – ; лица мужского пола – .

Внутри этих фигур обозначьте генотипы упомянутых лиц Р (дедушки, бабушки), F1 (родители), F2 (внук).

Какие группы крови возможны у детей3. Одна их форм гемофилии наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной (ее отец и мать тоже здоровы). Будут ли их дети страдать этим заболеванием?

4. Какое потомство F1 и F2 по фенотипу и генотипу получится при скрещивании красноплодной земляники с белоплодной?

Примечание. Ни один из этих признаков плода у земляники не дает полного доминирования, поэтому у гибридов плод розовый. В буквенной записи ген неполного доминирования обозначается черточкой над буквой, например, ген красной окраски плода земляники – белой окраски плода –

Вариант 3

Задачи

1. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. Каковы фенотип и генотип кота и этого котенка? Указанные признаки сцеплены с полом, т.е. располагаются в X-хромосоме.

2. Черный мохнатый кролик, гомозиготный по обоим этим признакам, скрещивается с белой гладкой крольчихой. Определите генотип и фенотип гибридного потомства F1 .

Примечание. Черная окраска, мохнатая шерсть – доминантные признаки.

3. Гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета) наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын. Определить вероятность (в %) того, что он будет с нормальными зубами.

4. Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него:

а) большие* карие* глаза;

б) тонкие губы и прямой нос;

в) большие* голубые глаза;

г) толстые губы* и «римский» нос*.

Примечание. Буквенную символику запишите самостоятельно; доминантные признаки отмечены звездочкой (*).

Вариант 4

Задачи

1. Белая окраска плодов тыквы (B ) доминирует над желтой (b ).

Какие группы крови возможны у детейА. Родительские растения гомозиготны, одно из них имеет белые плоды, другое – желтые. Какие плоды будут у потомков от скрещивания гибрида F1 с его белым родителем, с его желтым родителем?

Б. При скрещивании белой тыквы с желтой получено потомство, одна половина которого имеет белые плоды, другая – желтые. Каковы генотипы родителей?

2. У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей окраской, а длинная форма щетины – над короткой. Определите формулы расщепления гибридного поколения, если скрещиваются животные:

а) черное длиннощетинное гетерозиготное по второму аллелю с рыжим гетерозиготным длиннощетинным;

б) дигетерозиготное черное длиннощетинное с гомозиготным черным короткощетинновым.

3. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске тела). Указанные признаки сцеплены с полом и связаны только с Х-хромосомами.

Вариант 5

Задачи

1. Серебристую курицу из породы белый виандот скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определите соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске птиц).

Примечания.

1) Указанные признаки сцеплены с полом: доминантный ген серебристой окраски находится в одной Х-хромосоме, рецессивный ген золотистой окраски – в другой, гомологичной, Х-хромосоме.

2) Генетическая формула пола у птиц иная, чем у млекопитающих: у курицы – XY, а у петуха – XX.

2. Темноволосая женщина с кудрявыми волосами, гетерозиготная по первому признаку, вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели. Каковы вероятные генотипы детей?

Примечание. Темные волосы, кудрявые волосы – доминантные признаки, волнистые волосы – промежуточный признак.

3. У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей окраской, длинная форма щетины – над короткой. Определите формулы расщепления гибридного поколения, если скрещиваются животные:

а) черное длиннощетинное, гетерозиготное по первому признаку с гетерозиготным черным короткощетинным;

б) дигетерозиготное черное длиннощетинное с гетерозиготным рыжим длиннощетинным.

Вариант 6

Задачи

1. У тыквы белая окраска плодов (В ) доминирует над желтой (b ), а дисковидная форма плодов (С ) – над шаровидной (с ). Определите генотипы родителей в следующих опытах:

а) белая дисковидная тыква, скрещенная с желтой шаровидной, дает в F1 50% белых дисковидных и 50% белых шаровидных потомков;

б) желтая дисковидная тыква, скрещенная с белой шаровидной, дает в F1 только белых дисковидных потомков.

2. Дальтонизм, одна из форм цветовой слепоты, признак рецессивный, сцепленный с половой Х-хромосомой. Дочь дальтоника вышла замуж за сына дальтоника. Оба различают цвета нормально.

А. Укажите генотипы родителей и F1 .

Б. Определите, каким будет зрение у первого поколения (сыновей и дочерей).

3. При скрещивании серой крольчихи, оба родителя которой были серыми, с серым кроликом, родители которого тоже были серыми, родилось несколько черных крольчат. Определите генотипы каждого из упомянутых особей и составьте схему родословной.

Примечание. Составляя схему родословной, пользуйтесь следующими обозначениями: родственные связи – линиями; лица женского пола – ; лица мужского пола – .

Внутри этих фигур обозначьте генотипы упомянутых лиц Р (дедушки, бабушки), F1 (родители), F2 (внук).

4. На лабораторном занятии выполнили следующие опыты по скрещиванию мух-дрозофил:

Какие группы крови возможны у детейа) серотелая (нормальная) самка скрещивается с чернотелым самцом, самка гетерозиготна;

б) самка с нормальными крыльями, гомозиготная, скрещивается с гомозиготным самцом, имеющим зачаточные крылья.

Определить, какое потомство будет получено в каждом опыте.

Примечание. Серая окраска и нормальные крылья – доминантные признаки.

Тема: «Закономерности наследования при моногибридном скрещивании (I, II законы Менделя)»

Задача 1. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Задача 2. Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца – нет; из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой нет.

Задача 3. Белая окраска плодов тыквы доминирует над желтой. Введем для генов, ответственных за эти признаки, обозначения В и b .

А. Родительские растения гомозиготные; одно из них имеет белые плоды, а другое желтые. Какие плоды будут у потомков от скрещивания гибридов первого поколения с его белым родителем? С его желтым родителем?

Б. При скрещивании белой тыквы с желтой получено потомство, половина которого имеет белые плоды, а половина – желтые. Каковы генотипы родителей?

Задача 4. Гетерозиготную черную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определите формулу расщепления гибридного потомства по фенотипу и генотипу.

Задача 5*. Каковы генотипы родителей и детей, если:

а) у светловолосой матери и темноволосого отца пять темноволосых детей.

б) у матери, имеющей по шесть пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, и все – полидактилики.

Задача 6*. Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем каракуль (черный). Каких овец по окраске шерсти и почему экономически выгодно отбирать для скрещивания, чтобы одновременно получить как можно больше серых и черных каракульских ягнят. Известно, что гомозиготные серые особи летальны по причине летальности доминантного гена серой окраски меха в гомозиготном состоянии.

Задача 7**. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женится на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной, указав Р, F1. F2 .

Задача 8*. Какое потомство F1 и F2 по фенотипу и генотипу получится при скрещивании красноплодной земляники с белоплодной? (Ни один из этих признаков не дает полного доминирования, поэтому у гибридов плод розовый, ген неполного доминирования обозначается черточкой над буквой А .)

Задача 9*. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей:

а) если у матери I группа, а у отца II группа крови;

б) если у матери I группа, а у отца IV группа.

Примечание. Группа крови зависит от действия не 2-х, а 3-х аллельных генов, обозначаемых символами А, В, 0. Они, комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовывать 6 генотипов (00, АА, ВВ, А0, В0, АВ). Соответственно этому возможны группы:

00 – I ;

АА, А0 – II;

ВВ, В0 – III;

АВ – IV.

Так, первая группа обусловлена рецессивным аллелем (i ), над которым доминируют как аллель второй группы (I A ), так и аллель третьей группы (I B ).

По системе АВ0 существует четыре группы крови, различающиеся специфическими белками: антигенами (агглютиногенами), содержащимися в эритроцитах, и антителами (агглютининами) – в сыворотке крови.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ