CqQRcNeHAv

Гуманистическая концепция воспитания личности

Гуманистическая концепция воспитания личностиГуманистическая концепция воспитания личностиСущность личности в гуманистической концепции воспитания

Понятие «личность» не только отражает фактическое состояние социальных свойств человека, но и является ценностным выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность» Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается ее аксиологические характеристики.

В многообразных действиях и деятельностях личности проявляется ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

Благодаря этим отношениям происходит создание новых цен­ностей либо распространение ранее открытых и признаваемых, например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и т.д.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятель­ности. По существу, вся культура человечества связана с историей (возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человечес­кой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

В отечественной науке потребности рассматриваются в каче­стве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.Леонтъев). Первая стадия характеризует потребность как внут­реннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии цен­ность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания [сданной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На вто­рой стадии потребность — реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действи­тельности.

Потребность, следовательно, активизирует деятельность и на ходит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но 1-й процессом изменения человеческой личности.

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются столько на основе возникших потребностей. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматривать­ся как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы — как его тактика. Природа мотивов, их сущность, осо­бенности процесса мотивации раскрывают личность с наиболее существенной стороны — со стороны ее самости. Мотивация таит в себе тайну тех или иных решений личности, секретный и предпочтений ценностных ориентации, а также обусловливало определение жизненных перспектив.

Личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности.

Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалы, которые являются высшим проявлением целевой детерминанты деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Понимание ценностных ориентации как нравственного иди приводит к обострению противоречия между социальным и личност ным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертва одним ради другого.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций и прежде всего в образовании.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственно за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гума нистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманистическая личность.

Гуманистическая концепция воспитания личности

Гуманистическая концепция воспитания личности

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ