CqQRcNeHAv

Фамильный герб – динамика развития геральдических традиций

Фамильный герб – динамика развития геральдических традиций

Фамильный герб – динамика развития геральдических традицийСистемы опознания своих и чужих при помощи изображений действовали ещё в глубокой древности. В эпоху крестовых походов на стальные панцири, знамёна и щиты воинов наносили индивидуальные знаки отличия рыцарей. Их задача заключалась в том, чтобы в бою можно было отличить врага от товарища по оружию. С наступлением мирной жизни боевые заслуги рыцарей не теряли актуальности, поэтому на входе в дом или в их замок, вывешивался боевой, а теперь уже фамильный герб воина, основателя рода или клана. Им же украшали праздничные наряды и все предметы, относящиеся к сфере влияния владельца, а также делали его гравировку на личной печати.

Таким образом, на основании ратных подвигов формировался фамильный герб семьи рыцаря и феодала. Печатью с его изображением удостоверяли все соглашения и подтверждали подлинность документов и собственность земель, входящих во владение. Первые рыцарские знаки наносили на щиты, поэтому эту традицию нарушать не стали, сделав его неотъемлемой частью геральдики.

Хотя славяне были далеки от Крестовых походов, но их жизнь тесно переплеталась с миром примет, выражающихся в специальных символах. Поэтому у каждого князя был родовой оберег, хранящий от неприятностей, и им клеймили всё имущество, начиная от недвижимости и заканчивая земледельческим инструментом и посудой. А так как все знаменитые славянские семейства берут своё начало из рода Рюриковичей, то у большинства из них двузубец – это и оберег, и фамильный герб. Причём каждое ответвляющееся от этого рода княжество видоизменяло его изображение, делая его чуть отличным от других,

Уникальный двузубый фамильный герб на княжеских печатях заверял грамоты и послания, его чеканили на монетах. Александр Невский прибавил к нему изображение конника с копьём, который по одной версии символизирует самого государя, а по другой – храброго святого, погибшего в борьбе за веру, — Георгия Победоносца.

Однако ни копейщика, ни двузубца фамильный герб Романовых в себя не включил. А причиной тому, как говорят французы, стала женщина – жена русского самодержца. Князь Иван Ш заключил династический семейный союз, взяв в жёны родственницу императора Византии Софью Палеолог. А их фамильный герб украшал двуглавый орёл. После падения Византии у Ивана Ш появилось наследное право на византийскую символику. Московскому княжеству, по согласованию с Римской империей и Польским королевством, было утверждено наследное право. Русское государство стало именовать себя третьим Римом. Таким образом, двуглавый орёл «взлетел» на государственные знамёна Москвы.

Следует отдать должное князю Ивану Ш, он сохранил фамильный герб с изображением всадника, в качестве государственной символики стал использовать Византийского двуглавого орла, полагая, что под этим знаком должны объединиться все независимые российские княжества.

Примерно через двести лет, когда на престол взошёл первый представитель из рода Романовых, у двуглавого орла появилась ещё одна, третья корона. Он трактует неразделимость азиатской и европейской части России, а короны признают триединство его княжеств из Сибири, Казани и Астрахани.

Сегодня геральдика активно проникает в деловую сферу деятельности, поэтому появляются корпоративные гербы. Она становится модной в литературе, используется в быту и культурных слоях общества. Многие создают гербы свои домов, команд, поместных церквей. Как мы видим, геральдика — очень увлекательное занятие.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ