CqQRcNeHAv

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личностиЭкологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личностиЭкологическое образование – это основа национальной безопасности России. И работу по обучению, воспитанию и развитию личности, направленную на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Это привело автора данной работы к разработке, освоению и распространению адаптированного проекта экологического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка с особыми образовательными потребностями через развитие мотивации к познавательной деятельности с учетом привнесения коррекционного компонента в рамках МОУ “Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 97 “Радость”.

“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.

И.Д.Зверев

Цель экологического образования в МОУ “НШДС № 97”:

  • становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью;
  • формирование ответственного отношения к природе.

Задачи экологического образования в ДОУ:

  • обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;
  • формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;
  • ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;
  • развитие способности анализировать экологические ситуации;
  • развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.

Содержание экологического образования дошкольников:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
  • развитие познавательного интереса к миру и природе;
  • формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;
  • формирование умения и желания сохранять природу;
  • формирование навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Принципы содержания экологического образования дошкольников.

1. Научность

В нашем МОУ на занятиях и в повседневной жизни мы знакомим детей с совокупностью экологических знаний, которые впоследствии служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития у него познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Во время занятий дети имеют возможность изучать некоторые природные закономерности на конкретных примерах.

2. Доступность

Педагоги нашего МОУ понимают важность и необходимость применения в своей работе с дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала.

На занятиях и в свободной деятельности мы знакомим детей с объектами и явлениями природы, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.

3. Гуманистичность

Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике мы формируем человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

На занятиях в группе, на прогулке педагоги стараются прививать детям культуру потребления, формируют у ребенка представление о человеке, как части и самоценности природы, воспитывают уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

4. Деятельность

Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

В нашем учреждении этот принцип успешно реализуется через такие виды деятельности, как:

  • уход за комнатными растениями и животными в уголке природы;
  • работа на огороде;
  • совместная деятельность детей и родителей в акциях “Мой город самый чистый”;
  • совместное с родителями озеленение участков МОУ.

5. Целостность

Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Вся экологическая работа с детьми в нашем учреждении строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.

6. Регионализм

Этот принцип тесно связан с темой краеведения. Экологическое образование в нашем МОУ повсеместно опирается на тему малой родины, объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей именно дошкольного возраста.

Мы формируем экологические представления ребенка, навыки экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде на основе его знакомства с объектами именно ближайшего окружения.

Мы считаем, что знакомство с объектами живой и неживой природы родного края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей целесообразно начинать именно в дошкольном детстве.

7. Системность

В обучении детей мы используем материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.

Обучение детей в нашем МОУ предполагает также обязательную последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения.

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

8. Преемственность

Этот принцип предполагает тесную связь дошкольного образования с последующими системами непрерывного образования.

В нашем учреждении осуществляется тесная взаимосвязь дошкольников с младшими школьниками и с учащимися средней школы через кружковую работу, организацию досуговой деятельности, участия в различных мероприятиях, проектах. Таким образом соблюдается преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольного учреждения и школы, а также педагогического колледжа и Астраханского Государственного Университета, готовящих будущих специалистов-педагогов.

Реализация экологического образования дошкольников через разные виды деятельности ребенка.

Педагогическая модель организации экологического образования дошкольников.

Модель экологического образования дошкольников.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников зам. директора по коррекционно-воспитательной работе.

  1. Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования.
  2. Выбор программы и методики.
  3. Определение места экологического образования в общем образовательном пространстве.
  4. Контроль за координацией работы всех специалистов учреждения; реализация интегрированного подхода.
  5. Мониторинг деятельности всего коллектива.
  6. Проведение методических семинаров для членов коллектива.
  7. Участие в экологизации развивающей предметной среды.
  8. Участие в распространении опыта работы учреждения (семинары, конференции, конкурсы, проекты).
  9. Организация родительских собраний, посвященных проблемам экологии и экологического образования.
  10. Обобщение результатов работы.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников психолога.

  1. Психологическая поддержка работы по экологическому образованию.
  2. Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста.
  3. Присутствие на занятиях по экологии с целью определения особенностей поведения и характеристики дошкольников (произвольность, комфортность и т.д.).
  4. Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с воспитателями, учителями– логопедами, учителями-дефектологами.
  5. Работа с родителями.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников медицинского работника.

  1. Оздоровительная работа с детьми.
  2. Участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей.
  3. Эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников музыкального руководителя.

  1. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы.
  2. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий по экологии.
  3. Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.
  4. Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, постановка танцев).
  5. Музыкальное сопровождение экологических игр, постановка танцев.
  6. Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки).

Направления работы по экологическому образованию дошкольников воспитателя логопедической группы.

  1. Экологизация видов деятельности дошкольников в группах.
  2. Проведение наблюдений на прогулке и в группе, фиксация наблюдений в календарях природы, чтение и обсуждение литературы, игры.
  3. Создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка.
  4. Подбор растений и животных и уход за ними совместно с детьми.
  5. Закрепление материала экологических занятий в рисовании, аппликации, лепке.
  6. Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам.
  7. Использование элементов фольклора в целях экологического образования.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников инструктора физической культуры.

  1. Согласование программы физ.воспитания с программой воспитателя и других специалистов для выявления точек соприкосновения.
  2. Включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных и пр.).
  3. Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов по экологической тропе.
  4. Участие в экологических (спортивно-экологических) праздниках.
  5. Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников педагога художественного труда.

  1. Изготовление поделок, коллажей, макетов, из природного материала.
  2. Согласование своей программы с программой воспитателя и специалистов ДОУ.
  3. Изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий, декораций, масок, костюмов для экологических праздников.
  4. Изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных акций; природоохранных знаков.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников педагога театральной деятельности.

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности

  1. Подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам; разыгрывание народных песенок, потешек.
  2. Обучение движениям имитации повадок животных.
  3. Пальчиковый, кукольный театр.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ