CqQRcNeHAv

Е. Б. Моргунов. Модели и методы управления персоналом

Е.Б. Моргунов. Модели и методы управления персоналом

Психологическое консультирование

Е. Б. Моргунов. Модели и методы управления персоналомСтраницы:

|все |

Составитель: канд. психол. наук, доцент Б.Ю. Шапиро

Цели и задачи курса: ознакомление слушателей с основами психологического консультирования, а также формирование базовых консультативных навыков.

Количество учебных часов: лекций ѕ 4, семинарско-практических занятий ѕ 4, тренингов ѕ 8 (всего ѕ 16).

Формы обучения: лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.

Контроль результатов обучения: реферат, практическая работа.

Содержание курса

Тема 1. Психологическое консультирование: цели и формы (1час лекц.)

Психологическое консультирование и его отличие от таких видов воздействия, как просветительская работа, психокоррекция и немедицинская психотерапия.

Главная цель психологического консультирования ѕ фасилитация личностного роста клиента с точки зрения возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его способности к анализу и видению ситуаций в различных ракурсах, умения разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать.

Основные виды и модусы консультирования: очное ѕ заочное, экстренное ѕ краткосрочное ѕ долгосрочное, индивидуальное ѕ семейное ѕ групповое.

Роль и задачи консультирования в деятельности менеджеров.

“Производственные вредности” в психологическом консультировании, их профилактика и преодоление.

Тема 2. Методологические основы и принципы консультирования (2час лекц.)

Основные подходы в практике психологического консультирования: психодинамические теории и глубинная психология, бихевиоральное направление, гуманистическое направление.

Этический кодекс консультирования и личность консультанта.

Базовые принципы консультативной помощи: ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, разграничение личных и профессиональных отношений, запрет давать советы, конфиденциальность или анонимность, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.

Учет культурно-этнических и половозрастных детерминант в процессе консультирования.

Учет индивидуально-типологических особенностей клиентов и их ожиданий по отношению к консультанту и процессу консультирования.

Тема 3. Структура и этапы процесса консультирования (1 час лекц.)

Консультирование как обследование и его переменные: условия, цели, задачи, личность консультанта и личность консультируемого.

Консультирование как взаимодействие. Виды и уровни взаимодействия. Проблема контроля в консультировании.

Консультирование как воздействие.

Консультирование как решение проблемы и как конфликт.

Тема 4. Основные методы и техники консультирования (2 час сем.-практ.)

Методические приемы и вспомогательные средства организации процесса консультирования. Возможность использования психологических тестов и вопросников в процессе консультирования.

Позиционный анализ процесса консультирования (пристройки “на равных”, “сверху” и “снизу”).

Техники слушания, убеждения, передачи рекомендаций и эмоционального контакта.

“Языки тела” и его использование в ходе консультирования.

Особенности анонимного, телефонного и письменного консультирования.

Тема 5. Беседа (интервью) как основной метод индивидуального психологического консультирования (2 час сем.-практ. + 8 час тренинга)

Консультирование как беседа и как диалог. Классификации типов бесед: а) по целям и содержанию: анамнестическая, диагностическая и “рекомендующая”; б) по характеру организации: полностью контролируемые, частично контролируемые и свободные.

Понятия жалобы, запроса, самодиагноза и пр. Явный и скрытый локус запроса.

Основные стадии беседы “(интервью): 1) знакомство и достижение взаимопонимания; 2) сбор информации о контексте запроса, первичная идентификация проблемы и оценка потенциальных личностных ресурсов клиента; 3) определение желательного результата; 4) заключение “контракта” на совместную работу и выработка альтернативных решений; 5) обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к. действиям; 6) завершающий этап.

Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования.

Особенности рекрутерской деятельности менеджера и технология работы с аппликантами.

Понятие успешности в консультировании. Подходы к измерению успешности консультирования.

Литература

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. ѕ М. 1996.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. ѕ М. 1994.

Атватер И. Я Вас слушаю. ѕ М. 1988.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. ѕ М. 1988.

Бурмянская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. ѕ М. 1990.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. ѕ М. 1980.

Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. ѕ М. 1990.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. ѕ М. 1989.

Петрушин В.И. Психология менеджмента. ѕ М. 1996.

Пиз А. Язык жестов. ѕ Воронеж, 1992.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. ѕ М. 1997.

Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. ѕ М. 1997.

Юри У. Преодолевая “нет”, или переговоры с трудными людьми. ѕ М. 1993.

Ivey, A.E. Intentional Interviewing and Councelling: Facilitating Client Development. Pacific Grove: Brooks & Cole. 1988.

Nelson-Jones, R. Practical Counselling and Helping Skills: How to Use the Lifeskills Helping Model. London: Cassell. 1993.

Е. Б. Моргунов. Модели и методы управления персоналом

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ