CqQRcNeHAv

Дидактические принципы: сущность, структура, содержание

Дидактические принципы: сущность, структура, содержание

Дидактические принципы: сущность, структура, содержаниеMarch 7, 2012

Категория «дидактические принципы» часто употребляется как тождественная понятию «принципы обучения». Однако это не совсем точное толкование данного понятия, необходимы существенные уточнения, без которых разницу трудно понять.

Принципы обучения представляют собой наиболее общие, фундаментальные положения, в соответствии с которыми вырабатываются содержание образования, система его организации и педагогические технологии, на основе которых строится педагогическая деятельность.

Дидактика – это особый раздел педагогической науки, в котором содержание, организация и методики (технологии) исследуются на предмет своей эффективности в учебном процессе.

Основные дидактические принципы предназначены для того, чтобы учителя и преподаватели могли добиваться наиболее значимых результатов в обучении и для того, чтобы учащиеся могли наиболее эффективно получать знания.

Современные дидактические принципы детерминируют практически все компоненты и этапы педагогического процесса, выражают основополагающие требования к целям образования, его содержанию, методам, формам и техникам обучения.

Современная педагогическая наука выделяет следующие дидактические принципы:

- Сознательность и активность. Принцип, который предполагает органическую связь и взаимозависимость характера педагогического руководства и уровня учебной активности учащегося, его творческого отношения к самому процессу учения. Сознательность подразумевает под собой желание учащегося осмысливать получаемые им знания для их эффективного практического применения, а активность в этом единстве представляет собой характеристику уровня самостоятельности ученика в осмыслении и применении знаний.

- Системность и последовательность как принцип исходит из того, что человек может сформировать в себе подлинно научное мировоззрение только тогда, когда сформировавшаяся у него в процессе обучения картина мира будет целостной, органичной, объясняющей сложные взаимосвязи и взаимодействия бытия.

- Научность. Это принцип, в соответствии с которым содержание образования должно формироваться на основе действительно научного знания, позволяющего критически осмысливать окружающую действительность.

- Доступность. Это принцип, который требует обеспечивать адекватное соответствие и сочетание в образовательном процессе форм его организации, способов обучения индивидуальным параметрам развития детей, их возрастным и психофизическим особенностям. Критерии такой взаимосвязи были сформулированы еще в средние века Я. А. Коменским: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Современные технологии обучения, различные технические средства обучения сегодня значительно увеличивают ресурсы для обеспечения доступности обучения.

- Принцип органической связи теории с практикой. Один из основных во всей дидактической системе, он предполагает, что учение в своей конечной цели служит интересам социализации личности, формирует способность человека эффективно приспосабливаться к сложным и динамичным процессам современного социума.

- Принцип прочности выдвигает требования к содержанию образования и субъективному отношению к нему со стороны ученика. Чем интереснее и содержательнее организован учебный процесс, тем сильнее проявляются мотивационные основания к учению и прочнее усваиваются сами знания. В общем-то, все дидактические принципы построены на понимании и применении таких механизмов и технологий учебной деятельности, которые в состоянии обеспечить высокую прочность усвоения.

В своей совокупности дидактические принципы представляют собой единое системное образование, которое является одним из фундаментальных оснований, на котором строится образовательная деятельность.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ