CqQRcNeHAv

Болонская система образования

Болонская система образования

Болонская система образованияНачиная с 2003 года, после присоединения России к Болонскому соглашению, в России повсеместно и интенсивно вводится Болонская система образования. Стремясь подогнать высшее образование в России под европейские стандарты, министерство образования вводит в вузы двухступенчатую систему преподавания: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура. Главными аргументами министерства образования было то, что российские студенты будут получать знания европейского уровня, а так же с введением общих правил образования получат возможность поступать в магистратуру и продолжать обучение в странах Евросоюза.

У этого нововведения есть свои плюсы и минусы. Болонская система образования имеет много противников как среди студентов, так и среди преподавателей и ректоров вузов. Некоторые из них высказывают мысль о том, что Россия будет готовить для Запада лаборантов. Но самым большим минусом может стать то, что магистратура в России будет платная. По прогнозам экспертов бесплатных магистратур в России не будет. В Европе, например, стоимость обучения в магистратуре доходит от трех до пяти тысяч евро в год.

Российский студенческий союз считает, что лишая студентов возможности получить бесплатное обучение в магистратуре, ВУЗы таким образом нарушают Конституцию РФ и Федеральные законы «О высшем послевузовском профессиональном образовании» и «Об образовании». В России Болонская система образования приведет к тому, что произойдет еще большая коммерциализация высшего образования, по сути, как говорят некоторые специалисты, это будет завуалированный переход от бесплатного образования к платному.

Болонская система образования появилась в 1999 году в Болонье, когда 29 европейских стран решили сблизить разные системы образования и ввели двухступенчатую систему высшего образования, которая дает студентам возможность после получения степени бакалавра закончить магистратуру не только по основной, но и по смежной специальности и лучше подготовиться к профессиональной деятельности. Были выработаны мировые критерии оценки студентов. Таким образом, сокращается количество общих, вводных предметов, а упор делается на получение профессиональных навыков. Качество образования контролируется прозрачными и строго регламентированными параметрами.

Некоторые оппоненты считают, что российские вузы не смогут за 3-4 года выпустить высококвалифицированных специалистов без потери качества образования и чтобы полностью соответствовать Западу, российскую методику образования нужно полностью менять. Например, у нас не учитывается время, потраченное на самостоятельную работу дома, а учитываются только те академические часы, которые были отбыты в аудитории.

Многие эксперты считают крайне неудовлетворительным, что по программе бакалавриата вводных предметов гораздо меньше, чем во время подготовки специалиста, что может привести к образованию пробелов во многих общеобразовательных дисциплинах. В настоящее время разрыв между школьной программой и вузовской очень велик, а c переходом на Болонскую систему он станет еще больше.

В Италии между школой и вузом существует промежуточная ступень – колледж, без которого невозможно поступить в институт. Возможно, что и Россия пойдет по такому же пути. Так же планируется параллельно с внедрением Болонской системы создавать в школах буферные классы для профессиональной начальной подготовки детей.

Современная система образования в Японии включает 5 стадий – это детский сад, начальная школа, средняя школа двух ступеней – низшей и высшей — и университет. Система высшего образования так же двухступенчатая – бакалавриат и магистратура.

Система образования в Японии имеет одну отличительную особенность, например, состав групп и классов каждый год меняется, а так же меняется и состав преподавателей. В конце года школьники сдают экзамены, поэтому учебный год для них – это лишь подготовка к ним. Этим же можно объяснить и массовое посещение многочисленных частных курсов, особенно тех, которые организуют преподаватели на дому. Но самое интересное то, что с основами профессий молодые японцы знакомятся еще в школе.

Мнения экспертов по поводу перехода на новую систему образования сильно различаются. Кто знает, как будет на самом деле.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ