Жилой памятник, в котором цвел талант художников и поэтов Бато-Лавуар – именно так называлось общежитие, расположенное на склоне холма Монмартр, в котором проживали знаменитые поэты и художники конца XIX, начала XX веков. Знаменитыми они стали после, а в те нелегкие для них времена они были нищими и никому неизвестными, и селились в Бато-Лавуар, потому что не было средств и возможностей. Общежитие называлось так, потому что здание бывшей фабрики пианино было сильно похоже на баржу-прачечную (по-французски bateau lavoir), которые тогда стояли вдоль берегов Сены. Дом, расположенный на крутом склоне, выглядел довольно нелепо: с одной стороны это было пятиэтажное здание, а с другой – одноэтажное, с нагроможденными застекленными помещениями на крыше.
Такое жильё абсолютно соответствовало дешевизне своей аренды: грязный дряхлый дом с шаткой лестницей и прогнившим полом, без воды, электричества и газа, один единственный туалет на несколько десятков человек, и тот без щеколды. Местным жильцам постоянно не хватало денег даже на еду и уголь для обогрева, поэтому они довольствовались бесплатным супом и котлом, который выставляли в кабаре «Проворный кролик». Однако именно в таких ужасных условиях расцветал прекрасный талант молодого Пабло Пикассо. О различных памятниках, произведениях, поэтах и другие новости культуры Вы можете узнать на newdaynews.ru.
В 1904 году великий художник поселился в Бато-Лавуар. Здесь, в этой убогой мастерской, в которой летом стояла невыносимая жара, а зимой замерзал в чашке недопитый чай, он писал свои первые картины, в числе и «Авиньонских девиц» с которых и начался кубизм, а после голубой период его творчества постепенно сменился на розовый. В Бато-Лавуар также проживали Амадео Модильяни, Андре Сальмон, Пьер Реверди, Хуан Грис, Пабло Гаргальо и Макс Жакоб, также голландец Кеес ван Донген и румын Константин Брынкуши. Сюда как в художественно-музыкальный клуб приходили и многие другие интеллектуалы и творцы того времени, такие как Анри Матисс, Гийом Апполинер, Жорж Брак, Гейтруда Стайн и Жан Кокто.
Не предавая особого внимания бедности антуража, они много работали и разговаривали. После Пабло Пикассо вспоминал – «Мы были так молоды и способны на очень многое». Этот творческий взрыв энергии вспыхнул и погас, переместившись на Монпарнас, который после Первой мировой войны стал богемным кварталом. Намного позже после этого в 1965 году, здание Бато-Лавуар признали памятником, но через несколько лет его уничтожил пожар. Дом полностью восстановили из бетона в 1978 году. На сегодняшний день вход в Бато-Лавуар украшает памятная витрина, а внутри помещения находятся мастерские художников, музыкантов и писателей.