CqQRcNeHAv

Анализ входной диагностики по бурятскому языку

Учебно-методический комплект по бурятскому языку для 1 класса — инструмент реализации ФГОС

В учебно-методический комплект по бурятскому языку для 1 класса входят:

  • Учебник «Узэглэл» в 2-х частях;
  • Прописи к учебникам в 2-х частях;
  • Методические рекомендации для учителя;
  • Книга для чтения «Мушэхэн»;
  • Рабочая тетрадь к учебнику;
  • Методические рекомендации для учителя.

Этапы создания УМК

  • 2002г. – выпуск учебника «Yзэглэл», соответствующего системе общего развития ребенка.
  • 2003г.- 2006 г. – работа над созданием учебника по бурятской литературе для 1 класса и рабочей тетради.
  • 2006г. – выпуск учебно-методического комплекта для 1 класса, состоящего из учебника «Мүшэхэн», рабочей тетради и методического руководства для учителя.
  • 2008 г. – подготовка «Yзэглэл» к переизданию с учетом замечаний и предложений, работа над созданием прописей в двух частях для учебника «Yзэглэл».
  • 2009г.- переиздание учебника «Yзэглэл» и выпуск тетрадей по письму в двух частях.
  • 2010г.- выпуск «Методические руководства к учебнику «Yзэглэл»».

Учебно-методический комплект по бурятскому языку для 1 класса рассмотрен на республиканском экспертном совете Министерства образования и науки Республики Бурятия. Комплект получил высокую оценку и допущен к изданию. Также УМК прошёл экспертизу при Федеральном научно-методическом Центра им. Занкова в г. Москве. Инициатива авторов по созданию УМК была поддержана, в качестве научного руководителя рекомендована профессор Нечаева Наталья Васильевна.

УМК по бурятскому языку для 1 класса решает актуальные задачи предметной области филология, обозначенные в новом стандарте: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; общее речевое развитие; умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач и пр.

Анализ входной диагностики по бурятскому языкуВ основу построения УМК заложены положения, которые соответствуют педагогической парадигме нового стандарта:

  • становление гражданской позиции младших школьников, формирование любви и уважения к Отечеству, своему народу;
  • достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных;
  • формирование универсальных учебных действий и развитие умение учиться;
  • поддержка совместной деятельности школы и семьи;
  • полнота информационно-образовательной среды, формирующей у ребёнка целостную современную картину мира.

Входящие в комплект учебники, прописи, книга для чтения, рабочая тетрадь, методические пособия дают возможность учителю творческого, индивидуального подхода к каждому ребёнку.

«Узэглэл» — первая учебная книга в жизни ребенка. По этому учебнику ребенок учиться читать и писать на своем родном языке, получает первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяется кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека, развиваются интеллектуальная и в целом познавательная активность, положительное отношение к учению.

Обучение грамоте строится на аналитико-синтетическом, звуко-буквенном методе. На первом, самом трудном этапе введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, разгадываются ребусы, загадки кроссворды. Так, например, при знакомстве с долгим звуком «аа» и буквами, которые обозначают этот звук, учащимся предлагаются схемы букв и соответствующие рисунки. Также на этом же уроке дети разгадывают ребусы.

Выполняя задания учебника, ученики начинают с самого простого. Легкое задание к тому же красиво оформленное, и воспринимается детьми без труда – это этап мотивации и актуализации знаний. Далее «включаются» фантазия и соревновательный мотив, ведь в заданиях сказано «как можно больше». И ребенок продолжает играть, решая серьёзные учебные задачи; составляет слова, актуализируя и обогащая словарный запас, развивает умение читать, учитывать позиционные изменения звуков в зависимости от позиции в слове (мягкость – твердость).

Авторы УМК особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий. Это действия, направленные на сравнение объектов, проведение их классификации, анализ предложенной ситуации и получение выводов, выявление разных функций одного и того же объекта и установление его связей с другими объектами, выделение существенных и отсеивание несущественных признаков, перенос освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации. На страницах «Узэглэл» встречаются такие задания «Найди лишнее», «Соотнеси рисунки со схемами», «Найди спрятанные слова» и т.д. При выполнении таких заданий развивается мышление, воображение учащихся. А это принципиально важные аспекты образования в начальной школе, зафиксированные в ФГОС начального общего образования.

Учебник «Yзэглэл» построен таким образом, что в нем встречаются упражнения для детей с разным уровнем дошкольной подготовки. Формирование навыка чтения ведется по принципу нарастающей сложности.

Анализ входной диагностики по бурятскому языкуОпыт показывает, что письмо (особенно на первом этапе обучения) остаётся одной из самых острых проблем начального образования. Традиционно в процессе обучения письму большое внимание и много времени уделяется упражнениям, чистописанию. И действительно, в процессе обучения письму необходимы упражнения и тренировки.

Впервые школьники сталкиваются с картинками-образами на страницах «Yзэглэла» и прописей. «На что похожа буква», «Какие буквы здесь спрятались», «Расшифруй эти жесты», «Спрятанные слова», «Как образуются слова», «Превращение слов», «Дорисуй букву», «Измени одну букву — изменится слово», загадки, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой.

Одним из ведущих положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа. Так как «Yзэглэл» является первой книгой ребенка-бурята, авторы хотели, чтобы он мог гордиться своей родиной, чтобы он знал, кто он, откуда его корни, родословная, знал традиции и обычаи родного народа. В отличие от действующих учебников подобного рода, он пронизан материалом этнического характера. Работая над страницами нашего учебника, дети знакомятся с культурой родного бурятского народа. Когда учащиеся знакомятся с буквой «ёо» читают текст «Ёохор», где они знакомятся с национальным танцем бурят, а также с национальной одеждой бурят. Также в учебнике «Узэглэл» большое место отведено календарю-Литэ. Здесь учащиеся разучивают стихи, составляют рассказ, инсценируют и т.д.

УМК широко знакомит учащихся с традициями и обычаями родного народа. На одной из первых страниц «Узэглэла» первоклассники знакомятся с родословным древом («Угай модон»). На странице 33 первой части «Узэглэла» учащиеся под руководством учителя знакомятся с поучениями родителей («Эхэ эсэгын ⱨургаал»)

Одной из приоритетных задач курса является формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, культурных и семейных ценностей. Для учителя начальных классов одной из главных направлений работы – воспитательное. Он должен не только научить ребенка читать и писать, но и привить любовь к своей малой родине, к стране, ее истории и традициям. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в книге для чтения «Мушэхэн» включены такие художественные тексты: «Ажалша тоншуул», «Зураг», «Эжын найндэр» и т.д.

Народная педагогика бурят является частью исторического наследия и культуры народа, в рам­ках которой складывались традиции воспитания. Изучая произведе­ния устного народного творчества на страницах УМК, можно понять образ мыслей и чувств, особенности национального самосознания, мировоззрения находящих отражение в этих образцах народной мудрости. Такие жанры устного народного творчества, как загадки, пословицы, поговорки, благопожелания способствуют формированию у детей таких качеств, как трудолюбие, дружелюбие, правдивость, честность, скромность.

Особое значение в начальной школе имеет книга для чтения, от которой зависит во многом преподавание предмета «Литературное чтение» не только в начальном звене, но и на следующей ступени обучения. Система чтения, представленная в книге для чтения «Мушэхэн», направлена на достижение общего развития детей младшего школьника, его жизнерадостному восприятию мира. Поэтому в книге для чтения «Мушэхэн», в учебнике «Узэглэл» помещено много веселых, смешных, забавных сказок, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц и т.д. Книга для чтения ставит своей целью воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственной суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

«Мушэхэн» включает в себя разного рода задания, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, раскрывают творческий потенциал детей. К книге для чтения подготовлена рабочая тетрадь с творческими упражнениями, интересными заданиями.

Мы, авторы УМК, стремились к тому, чтобы первые школьные учебники – «Yзэглэл», «Мушэхэн» и тетради по письму своим видом и содержанием привлекали детей, чтобы у них возникало желание рассматривать эти книги, тетради, работать с ними. Внешне они напоминают детские книжки. Это богато иллюстрированные издания, в которых дети могут рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить, писать, дорисовывать. Легко читаемый шрифт, красочные иллюстрации способствуют организации учебной деятельности учеников, воспитывают у них любовь и бережное отношение к книге, интерес к чтению. Таким образом, ребёнок становится соавтором книг и тетрадей, он завершает их создание.

Этот учебно-методический комплект широко используется в национальных школах нашей республики, Забайкальского края и Иркутской области и получил высокую оценку педагогического сообщества.

Учебно-методический комплект реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках: «Узэглэл», «Мушэхэн» предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив. С одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний, а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями. Содержание, иллюстрации, методические подходы – все нацелено на то, чтобы учебник стал действительно родным, близким, понятным для первоклассника.

Работа по этому учебно-методическому комплекту даёт широкую возможность использованию современных образовательных технологий. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по родному языку, является игровая технология. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Игра «Һонюуша» («Любопытный»). Класс делится на 2 группы. Дается задание: какая команда быстрее ответит на вопросы. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Поэтому в прописях и рабочей тетради много интересных игр, Например, «Найди и назови спрятавшиеся животные», «»

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в нашей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

Большое значение в развитии познавательной активности имеют экскурсии на природу, в школьный историко-краеведческий музей им. Дамбаева.

В начальных классах использование метода проектов позволяет самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развивается критическое и творческое мышление. В ходе проекта реализуются способности всех детей. Задания для детей подбираются, учитывая их интересы.

Применение информационно-коммуникационных технологий уже в начальных классах не только развивает у детей информационную культуру, повышает эффективность и качество процесса обучения, активность познавательной деятельности, но и развивает личность ученика, готовит его к жизни в условиях информационного общества:

  • развивает различные виды мышления,
  • умение моделировать задачу или ситуацию,
  • принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации,
  • коммуникативные способности.

Компьютер может выступать в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ использую на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а так же в домашних заданиях и внеклассной работе. Эффективность использования компьютерных технологий при обучении детей младшего школьного возраста свидетельствует, что мыслительная деятельность детей намного возрастает. При применении ИКТ-технологии соблюдаю гигиенические требования, поэтому слайдовая презентация имеет место на отдельных этапах урока, где необходима активизация мыслительной деятельности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Thanx: МГУДТ